Вулканы Индонезии.
Индонезию называют страной тысячи островов, но её по праву можно назвать и страной вулканов, ведь их на островах более 500. 129 из них активные, а 79 извергаются довольно часто. Одним из мест, где вулканы расположены буквально на каждом шагу, является остров Ява. Его вулканическая цепь — одна из самых активных в мире: из 120 вулканов 30 —действующие. Высшая точка острова — вулкан Семеру — вот уже несколько лет находится в состоянии активности. В южном кратере взрывы происходят ежедневно с интервалом от 30 до 50 минут (чем больше перерыв, тем новый взрыв сильнее) но, соблюдая меры безопасности, опытные гиды проводят туристов на вершину, откуда открывается великолепный вид на горы и океан. Вулкан Мерари, высота которого составляет около 3000 метров, входит в десятку самых активных вулканов планеты. Его название переводится в нескольких вариантах: «место, где горит огонь», «огненная гора», «красный огонь».
Бурное извержение вулкана в 1006 году привело к тому, что три столетия земля вокруг него оставалась безжизненной пустыней. Извержение в 1672 году изменило русла (девяти рек у подножия Мерапи, разрушило десятки городов и деревень и полностью перекроило ландшафт на огромной территории. Но выбросы из жерла вулкана, повлекшие за собой столь чудовищные разрушения и смерти людей, по воле случая стали спасительными для творения рук человеческих. Построенный в VIII веке в двадцати километрах от кратера крупнейший на планете буддистский храм Боробудур сохранился до наших дней именно благодаря слою пепла.
Индонезийский Кава-Иджен («кава» — по-индонезийски, «кратер») без преувеличения представляет собой чудо света. В окружении серых стен лежит яблочно-зеленое озеро, над поверхностью которого тянутся сернистые шлейфы. По берегам вокруг черных отверстий, напоминающих раскрытые зевы чудовищ, отливают золотом валики серы. Такие же отверстия существуют в дне озера, поэтому его температура на поверхности составляет 60 градусов по Цельсию, а в глубине — свыше двухсот: озеро Иджена заполнено не водой, а смесью серной и соляной кислот. По мере того как спускаешься в кратер — берег озера доступен лишь в двух точках, в остальных местах стенки круто обрываются вниз, — кажется, что сходишь в мир иной. «Оставь надежду всяк сюда входящий...» У вулканологов образы «Божественной комедии» Данте возникают очень часто, поскольку они то и дело оказываются у ворот ада. Огнедышащие жерла, едкие дымы и раскаленные потоки невольно возвращают к строкам гениального флорентинца, так что приходится делать усилие, чтобы не цитировать их.
Очень тяжелые последствия имело извержение вулкана Кракатау в Индонезии. Безлюдный островок, состоявший из трех старых вулканических гор, в ночь с 26 на 27 августа 1883 года потрясли взрывы огромной мощности. Их грохот разнесся на многие сотни километров, облака пепла взметнулись в небо на высоту 75 километров (!), мельчайшие частицы вулканической пыли несколько раз облетели Землю. 18 кубических километров лавы изверглись из недр вулкана и затопили две трети острова. Правда на самом острове жертв не оказалось — он был необитаем, однако возникшая в результате взрыва гигантская волна — цунами (её высота достигала 35 метров) — смела с лица земли на побережьях Явы и Суматры 295 городов и селений, принесла гибель 36 тысячам их жителей, сорвала с якорей и бросила на скалы стоявший на рейде возле Суматры голландский военный корабль. Грохот Кракатау был слышен в радиусе 4 тысяч километров — в центре Австралийского континента и посреди Индийского океана. Представьте себе, что вы в Париже услышали бы взрыв, прогремевший в центре Сибири, в Тегеране или в сердце Сахары...
Вулкан Бромо получил своё имя в честь индуистского бога Брахмы; он расположен внутри разрушенного древнего кратера Танггер. В последние 20 лет Бромо проявляет постоянную активность, и, тем не менее, это место, ежегодно привлекающее сотни и тысячи туристов. Спуск по склону горы Танггер верхом на лошади, преодоление «моря песка», восхождение на обод кратера по бетонной лестнице из 245 ступенек и наблюдение рассвета с высоты 2390 метров — такое забыть невозможно.
Вулкан Тамбора на индонезийском острове Сумбава показал свой «характер» в апреле 1815 года, да так что о мощнейшем извержении вспоминают и сейчас. Под трехметровым слоем пепла ученые нашли следы погибших царств Пекат, Сангар и Тамбора. В воздух на] высоту 43 километров были выброшены пепел, песок и вулканическая пыль. Камни до 5 килограмм весом разлетались на расстояние до 40 километров. От извержения Тамборы пострадал не только остров Сумбава, но и Ломбок, Бали, Мадура и Ява.
С извержением Тамборы связывают тяжелый кризис, постигший многие страны Юго-Восточной Азии в начале XIX столетия. Непосредственно во время извержения погибли около 10 тысяч человек. Еще не менее 82 тысяч человек умерли от последствий катастрофы — голода или болезней. Пепел, покрывший Сумбаву саваном (площадь острова примерно в два раза меньше площади Армении), уничтожил весь урожай и засыпал оросительную систему; кислотные дожди отравили воду. В течение трех лет после извержения Тамборы весь земной шар обволакивала пелена из частичек пыли и пепла, отражая часть солнечных лучей и охлаждая планету. Это событие стало самой крупной вулканической катастрофой в новейшее время. Ее последствия европейцы ощутили сполна лишь на следующий, 1816 год. Он вошел в анналы истории, как «год без лета». Погода резко изменилась. Средняя температура в Северном полушарии упала примерно на один градус, а в некоторых областях — даже на 3-5 градусов. Урожай погиб на корню.
Начался голод, вспыхнули эпидемии. Пострадали обширные районы Азии, Европы и Северной Америки. В документах того времени сообщается о необычайно холодных летних месяцах, о ливневых дождях, снегопадах и ночных морозах. Во Франции, ослабленной еще и недавними наполеоновскими войнами, полиции и солдатам пришлось отбивать транспорты с хлебом от грабившей их разъяренной толпы. В Новой Англии фермеры забивали скот и за бесценок продавали мясо, поскольку нельзя было найти корм на зиму. В те годы поток эмигрантов вырос вдвое. Многие европейские виноделы уехали в Америку, а жители Восточного побережья США подались на Дикий Запад. Лишь в 1818 году в Европе собрали, наконец, хороший урожай. Это время порадовало разве что художников. Из-за присутствия в атмосфере большого количества пыли наблюдались удивительно красочные восходы и закаты, увековеченные на картинах Уильяма Тернера и Каспара Давида Фридриха.
Ау Тео Роа», или «Длинное белое облако», — это старое название островов, которые сегодня всем известны как Новая Зеландия, и дали его отважные полинезийские мореплаватели — маори, впервые увидевшие эти берега десять веков назад. Вулканы имели важное духовное значение для маори, коренных жителей Новой Зеландии. Поэтому по-настоящему царским был подарок, сделанный нации в 1887 г. вождем маори Те Тукино IV, — три вулканические горы. Руапеху, Тонгариро, Нгагрухо и окружающие их земли сформировали Национальный парк Тонгариро, расположенные в центральной части Северного острова. В начале 1990-х гг. парк был отнесен к числу природных памятников всемирного наследия, что подтвердило важную природную и культурную значимость региона. В 1996 г. произошло извержение горы Руапеху, тогда толстый слой вулканического пепла покрыл снежно-белые склоны горы. Рядом с вершиной Тонгариро путешественники могут любоваться озерами в разноцветных кратерах вулканов и вдыхать сернистые пары. Трилогия «Властелин колец», снимавшаяся в Новой Зеландии, вызвала туристический бум и приносит новые доходы экономике страны. Местные жители называют это явление «фродо-экономикой».