Исследование генов дрозофил привело к созданию новой методики изучения того, как функционирует мозг

Группа исследователей из университета Оклахомы разработала новую методику изучения того, как функционирует мозг. В качестве подопытных животных авторы использовали мушек рода Drosophila. Как утверждают исследователи, полученные результаты в будущем могут быть применены в клинических условиях для изучения того, как работает мозг людей, страдающих от различных неврологических заболеваний.

Научная работа проводилась в лаборатории Бинга Чжана (Bing Zhang, профессора кафедры зоологии университета Оклахомы). Учёные решили использовать в качестве объектов своего исследования плодовых мушек, так как у этих организмов используется большое количество таких генов, которые так же активно используются в человеческом организме.

Профессор Чжан и группа студентов, принявшая участие в эксперименте, использовала методику «реверсивного инжиниринга». «Если мы знаем, как ведут себя клетки организма плодовых мушек, то мы можем лучше понять то, как функционируют клетки человеческого организма. Ключевым шагом на пути к достижению описанной выше цели, является манипуляция клетками головного мозга и изучение влияния, которые данные клетки оказывают на животный организм. Обычно для того, чтобы изучить указанное выше влияние, необходимо воздействовать на одну, две клетки в единицу времени или даже на небольшую группу клеток» - говорит профессор Чжан.

То, каким образом можно воздействовать на клетки головного мозга, во многом зависит от уровня развития техник и методик, позволяющих проводить подобную работу. Отметим, за последние 20 лет было создано немало сложных методик, позволяющих манипулировать клетками и генами плодовых мушек. В настоящее время для достижения целей, указанных выше, часто применяется метод, именуемый системой GAL4/UAS. У этого метода есть один недостаток – отсутствие возможности оказывать влияние на небольшие субпопуляции клеток с необходимой точностью.

Методика, разработанная под руководством профессора Чжана, представляет собой дополненный метод GAL4/UAS. Дополнения, внесённые Бингом Чжаном и его исследовательской группой, позволяют оказывать более точное влияние на небольшие группы клеток головного мозга.

По мнению профессора Чжана, мушки рода Drosophila могут быть использованы для проведения неограниченного количества различных экспериментов. Например, данные мушки можно использовать в качестве подопытных животных для проведения экспериментов, результаты которых могут принести пользу людям, перенёсшим инсульт, а так же тем, кто страдает от болезни Альцгеймера или Паркинсона. Отметим, профессор Чжан и его коллеги с помощью плодовых мушек смогли получить новые данные, позволяющие приблизиться к пониманию сущности алкогольной и наркотический зависимости у людей.

Более подробные результаты проведённых исследований можно найти в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences». Отметим, на обложку данного журнала было решено поместить фотографию глаза плодовой мушки.