Солнечный парусник.
Честно говоря, мне очень нравится жанр «научная фантастика» — ведь где, как не здесь, можно встретить грандиозные идеи, предвосхищающие будушее на пару сотен лет? Частенько идеи, предоставленные апологетами НФ, подхватываются, и в результате мы видим мечты, воплощенные в реальности. Идея «солнечного парусника», космического корабля с огромным парусом в сотни квадратных километров, разгоняемого фотонами светила, была использована в различных романах и рассказах упомянутого жанра несколько раз (сам я помню где-то 3-4 произведения с описанием подобной технологии). Теперь же вместо научной фантастики можно почитать отчет об испытаниях японского космического аппарата с солнечным парусом.
Название этого космического аппарата — Ikaros (все мы понимаем, почему он так назван), и после успешного запуска солнечного корабля в космическое пространство, равно как и после не менее успешного развертывания паруса, сейчас начинается этап проверки маневренности Ikaros. Напомню, в чем принцип работы такого корабля — его движение осуществляется за счет «солнечного ветра» — потоков фотонов, щедро отдаваемого нашим светилом. Такое давление минимально, однако теоретически, корабль с «солнечной» тягой может достигнуть скорости в треть (или выше) скорости света. Понятно, что для достижения такой скорости необходимо очень много времени, но факт остается фактом — никакие топливные двигатели, которые имеются в наличии сейчас, не могут разогнать корабль до такой скорости.
Конечно, сейчас никто и не помышляет о разгоне Ikaros до подобной величины. Это первый космический корабль такого рода (беспилотный), который испытывается японцами на предмет реальности использования кораблей такого рода в космическом пространстве. Навигация осуществляется путем перестройки парусов, меняется их ориентация в пространстве. В общем, практически полная аналогия с ветром, с определенными допущениями.
В любом случае, запуск такого корабля является эпохальным — несмотря на то, что это событие не так уж и сильно освещено в СМИ, Ikaros — новое слово в космической технике. Его конструкторы, как и многие фантасты, полагают, что дальние путешествия в космосе будут возможны именно благодаря таким космическим аппаратам.
Конечно, посмотрим еще на то, как будет проходить этап проверки навигационных способностей Ikaros, но почему-то мне кажется, что все окончится хорошо. А ведь такой солнечный парус может одновременно служить и источником солнечной энергии, с такой-то площадью (нет, не сотни квадратных километров, но это пока), что позволит будущим «солнценавтам» забыть о проблемах с энергообеспечением.
Что же, желам удачи японцам и их творению, «семь футов под килем» пожелать, что ли.