Мифологическая энциклопедия: Архонты
*Девять
ангельских чинов
(иерархия небесного воинства
Архонты (греч. «начальники», «правители»), в христианских
представлениях (особенно у гностиков)
духи-мироправители. Мысль о том, что земля до эсхатологической катастрофы
находится во власти могущественных и таинственных, враждебных богу и человеку
существ, довольно отчётливо выражена в канонических новозаветных
книгах: сатана получает характерное наименование «архонт этого мира» (в
традиционном переводе — «князь мира сего», Ио. 12, 31 и др.); речь идёт
о духовной войне верующего на стороне бога «не против крови и плоти, но
против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего,
против духов злобы поднебесных» (Эфес. 6, 12), о бессилии «ангелов»,
«начал» и «властей» («сил») отлучить христианина
от любви божьей (Рим. 8, 38—39; «начала», как и «начальства» в Эфес.
6, 12 — это греч лексический вариант слова «Архонт»). В ортодоксальной
христианской системе Архонтов безусловно преданы злу, это вполне недвусмысленно
бесы,
слуги дьявола, как и он сам, они выступают как антагонисты бога-творца.
Напротив, в гностических представлениях Архонты рассматриваются, во-первых,
как существа амбивалентные, власть которых хотя и должна быть преодолена
«совершенным» гностиком, но находится с замыслами бога в очень сложных
отношениях, и, во-вторых, как творцы материального космоса, а заодно и
нравственного закона как системы запретов и заповедей (в этой
своей двуединой роли Архонтов у гностиков сливаются с Яхве — богом Ветхого
завета). Это особенно явно в той гностической системе, которая рассматривает
Ветхий завет как продукт инспирации со стороны семи Архонтов
(седьмица — космическое число, ср. также Иран.
Амеша
Спента, христ.
архангелы), между которыми
поделены как имена и эпитеты библейского единого бога, так и имена ветхозаветных
пророков (Иао, т. е. Яхве, «говорил» через Самуила, Нафана, Иону
и Михея, Саваоф — через Илию, Иоиля я Захарию;
верховный среди Архонтов— Иалдаваоф, рассматриваемый
как отец превзошедшего его Иисуса
Христа,— через Моисея,
Иисуса
Навина, Амоса и Аввакума и т. д.). У офитов (ранняя гностическая
секта) Архонтв имеют отчасти имена архангелов и зооморфное обличье; у Михаила
лик льва, у Суриила — быка, у Рафаила — змия, у Гавриила — орла, у Фавфаваофа
— медведя, у Ератаофа — пса, у Фарфаваофа
или Оноила («осло-бог») — осла; между этой семёркой Архонтов
стихии и народы поделены по жребию. Верховный Архонт, отождествляемый также
с Абраксасом, дух космического целого, не будучи
абсолютно злым, пребывал, однако, в греховном невежестве относительно существования
бесконечно превосходящего его абсолютного бога, за которого принимал самого
себя; вывести его из этого заблуждения призван его сын, превосходящий его
мудростью и благостью. Иногда, как в гностической системе Василида, образ
верховного Архонта раздваивается на «великого
Архонта», царившего от Адама до Моисея, и «второго Архонта», даровавшего
при Моисее Закон.