НАСА есть чему учиться у SpaceX
НАСА может облегчить свое «деликатное положение», следуя подходам снижения расходов, примененных компанией SpaceX при создании ракеты-носителя Falcon 9, заявил Конгрессу ведущий член группы специалистов, что занимаются обзором планов пилотируемых космических полетов США для президента Обамы.
Глава НАСА Чарльз Болден заявил, что подход к управлению SpaceX – это «передовая технология», которая может принести «огромную выгоду» космической программе.
«Они не распыляют имущество по всей стране, как это склонно делать НАСА и военные подрядчики», - заявил Болден 19 мая Консультативному совету по науке и технологиям при президенте США. «Объекты компании сфокусированы всего в двух точках страны. Они все несут на свое производство, у них нет субподрядчиков, поэтому все получают они».
Поскольку агентство пытается реструктурировать себя с учетом настроений правительства по сокращению расходов, аналитики агентства подкрепили мнение Болдена цифрами, отметил астрофизик Кристофер Чиба [Christopher Chyba, Принстонский университет]. Чиба играл ключевую роль в дискуссиях комиссии 2009 года, возглавляемой бывшим генеральным директором компании Lockheed Martin Норманом Огастином [Norman Augustine].
Выступая перед Комитетом сената по торговле 18 мая, Чиба повторил свои беспокойства 2009 года, что НАСА никогда в истории не было способно одновременно разрабатывать одну пилотируемую систему и осуществлять полеты на другой и вряд ля будет в состоянии сделать это сегодня. Но отметил, что НАСА в состоянии учиться у SpaceX при разработке ракеты-носителя тяжелого класса, создание которой для миссий за пределы низкой земной орбиты предписано Конгрессом.
«Я хотел бы подробно разобраться… почему для НАСА сделать Falcon 9 стоило бы в 4 – 10 раз дороже, особенно важно разобраться сейчас, когда один из стоящих перед НАСА вопросов – это создание ракеты-носителя тяжелого класса в рамках установленных комитетом бюджетных ограничений», - пояснил Чиба.
Он ссылается на анализ в докладе НАСА Конгрессу по рынку услуг коммерческих грузов и экипажей на низкую земную орбиту, где сказано, что разработка ракеты-носителя уровня Falcon 9 обошлась бы НАСА от $1,7 миллиарда до $4 миллиардов, а SpaceX сделал это всего за $390 миллионов. В своем анализе, который не содержит оценки будущей стоимости услуг коммерческих перевозок на МКС кроме уже оговоренных договором, НАСА заявило, что «верифицировало» эти издержки производства компании SpaceX.
Для проведения сравнения того, сколько будет стоить гражданскому космическому агентству результат аналогичный показанному SpaceX, эксперты агентства использовали модель затрат НАСА и ВВС США – параметрический инструмент оценки издержек с исторической базой данных, содержащей около 130 проектов НАСА и ВВС США в области пилотируемого космоса. Применение «традиционного подхода НАСА» привело бы к затратам [на разработку] в $4 миллиарда. Допущение о применении различных элементов «более коммерческого подхода при разработке» уменьшает стоимость до $1,7 миллиарда.
«Если эти различия реальны, то это вселяет надежду на будущее», - заявил Чиба. «Было бы хорошо узнать столько, сколько возможно о том, как действовать иначе. Это означает, что пускай не в ближайшем будущем, но коммерческий сектор может играть много более амбициозную роль».
Администрация Обамы использовала отчет комиссии Огастина в качестве оправдания своего предложения о закрытии программы Constellation в пользу бессрочных усилий по разработке технологий для миссий глубокого космоса, надеясь на коммерческие грузовые и пилотируемые корабли в поддержании работы МКС по крайней мере до 2020 года.
Этот подход, отраженный в бюджетной заявке на 2011 финансовый год, попал под мощнейший огонь на Капитолийском холме главным образом из-за колоссального удара по занятости специалистов, вызванного закрытием программы Space Shuttle в отсутствие на горизонте другой пилотируемой системы. Конгресс модифицировал подход администрации в трехлетнем законе по НАСА, подписанном президентом Обамой в декабре прошлого года, добавив создания государственной ракеты-носителя тяжелого класса и государственной пилотируемой капсулы для миссий глубокого космоса, но сохранив поддержку коммерческого пути на низкую земную орбиту.