Палеонтологи обнаружили шерсть млекопитающего в янтаре возрастом 100 миллионов лет

Европейские палеонтологи обнаружили в янтаре, возраст которого оценивается в 100 миллионов лет, волоски шерсти млекопитающего. Янтарь, в котором сохранились шерстинки, был найден в слоях сеноманского яруса мелового периода во Франции, в провинции Приморская Шаранта.

Две шерстинки сохранились очень хорошо. Видно, что структура их поверхности полностью идентична структуре современных волосков млекопитающих. Поверхность этих шерстинок покрыта накладывающимися друг на друга крошечными чешуйками размером 2-8 микрон, как и поверхность волосков шерсти современных животных.

Палеонтологи опубликовали работу, посвященную изучению этих волосков, в издании Naturwissenschaften. Один из авторов исследования, палеонтолог Ромэн Вулло (Romain Vullo) из Университета Ренна (University of Rennes I) во Франции говорит, что, по-видимому, волосы млекопитающих оказались изначально столь удачно устроены, что в течение ста миллионов лет не было никакой нужды в их эволюционных изменениях. Слова ученого приводит издание NewScientist.

На данный момент эти шерстинки - самые древние волосы млекопитающих, известные ученым. Ранее в Китае в отложениях оксфордского яруса верхней юры палеонтологи обнаружили два отпечатка шерсти, возраст которых оценивается приблизительно в 160 миллионов лет. Но то были именно отпечатки, а во французском янтаре заключены сами волоски, причем, очень хорошо сохранившиеся.

Палеонтологи даже высказали предположение, кому могли принадлежать эти шерстинки. Дело в том, что в прошлом году в том же месте и в тех же слоях были найдены зубы древнего сумчатого, названного Arcantiodelphys marchandi. Скорее всего, именно его шерсть попала в каплю смолы, которая затем окаменела и превратилась в янтарь.

Исследователи попытались ответить и на еще один вопрос – как волоски попали в смолу. Рядом с ними в янтаре была найдена пустая шкурка от личинки мухи, которая питалась падалью. Возможно, считают исследователи, что мелкий зверек завяз в смоле и там погиб, чем и воспользовались мухи. Впрочем, вполне возможно, что шерстинки были занесены в смолу ветром, а муха не имеет к ним никакого отношения.

Янтарь, в котором были найдены волоски, ранее неоднократно попадал в поле зрения палеонтологов. Самое масштабное изучение этого янтаря с использованием новейших технических средств было проведено в 2008 году. Тогда палеонтологи обнаружили в образцах этого камня более 300 насекомых и паукообразных.

"Аммонит.ру"

На фото - один из обнаруженных в янтаре волосков млекопитающего.
Фото NewScientist.