«Запасной» план космической программы США
Руководители НАСА, отвечающие за создание ракет-носителей Ares, разрабатываемых по программе «Созвездие», встретились вместе на амбициозном проекте по ускорению разработки ракет-носителей, включая пилотируемый полет уже в ноябре 2014 года. Что на четыре месяца раньше, чем текущие планы НАСА, предусматривающие первый пилотируемый полет в марте 2015 года. И на много месяцев быстрее, чем 2017 год – дата, предсказанная комиссией «голубой ленты» в прошлом году [прим., голубая лента — это синоним высокого качества].
Задержки и рост цены – основные причины, называемые администрацией Обамы, по закрытию программы лунных пилотируемых миссий и обращению в сторону частных компаний в вопросе запуска экипажей на орбиту. Решение Обамы вызвало волну критики в Сенате, в частности от представителей Техаса, Флориды и Алабамы, где располагаются штаб-квартиры центров НАСА, которые главным образом и ведут опытно-конструкторские работы по программе «Созвездие».
В своем выступление 15 апреля в Космическом центре имени Кеннеди [НАСА, Флорида] президент Обама представил модифицированную позицию администрации по вопросу будущего американской пилотируемой космической программы [первоначальная позиция была сформулирована в феврале этого года при подготовке проекта бюджета на 2011 год]. Одним из пунктов этой модифицированной позиции стало продолжение работ по КК «Орион», который создавался в рамках программы «Созвездие» и должен был запускаться РН Ares I. По новым планам администрации в облегченной версии КК «Орион» должен стать спасательной шлюпки для возвращения астронавтов с МКС, программа создания РН Ares по-прежнему отменена.
Джефф Хэнли [Jeff Hanley, руководитель программы «Созвездие»] заявил в интервью, что из-за неопределенности с бюджетом 2011 года «мы сочли разумным вести работы по программе так, как если бы она продолжилась». Но назвал маловероятным возможность продолжения программы.
Дуглас Кук [Douglas Cooke, первый помощник руководителя НАСА в области исследовательских систем] заявил, что действия Хэнли не подрывают руководство НАСА и Белого Дома.
«Пока Конгресс США принимает предложенный президентом проект бюджета на 2011 финансовый год, в котором предусмотрена реструктуризация программы «Созвездие», Хэнли обязан выполнять 2010 финансовый год и в соответствии с законом об ассигнованиях осуществлять планирование будущего программы «Созвездие»», - заявил Кук.
Сам Хэнли охарактеризовал проект как «тщательное планирование», которое будет доработано в течение лета. План также в общих чертах показывает, как РН Ares I может развиться в ракету-носитель тяжелого класса к 2018 году.
Ares I – двухступенчатая ракета-носитель, первая ступень которой представляет удлиненную модифицированную версию твердотопливных ускорителей, применяемых при запусках шаттлов, в основу второй ступени лягут модифицированные версии двигателя второй и третей ступеней РН Saturn V.
Прототип РН Ares I, получивший обозначение Ares I-X, был запущен в октябре прошлого года. Критики отнесли его в разряд бутафории и подделок, так как первая ступень состояла из стандартного ускорителя шаттла, а не модифицированной версии, вторая ступень и капсула экипажа в этом запуске представляли собой лишь макеты.
Проект Хэнли подобен плану, отстаиваемому сенатором-демократом Биллом Нельсоном [Bill Nelson, штат Флорида]. Присутствовавший в пятницу на запуске шаттла «Атлантис» Нельсон заявил: «если делать предположения прямо сейчас, то я бы сказал, что Сенат собирается выступить за продолжение испытаний РН Ares I-X для сохранения возможностей выбора».
В последней версии плана второй испытательный полет РН Ares I-X с полностью разработанной первой ступенью и макетом второй ступени должен состояться в марте 2013 года. Хэнли заявил, что этот полет может включать в себя высотные испытания системы аварийного спасения [САС].
Испытания САС успешно прошли в этом месяцы на полигоне армии США Белые Пески в штате Нью-Мексико.
«Испытанное на прошлой неделе изделие [САС] вернулось настолько в хорошем состоянии, что мы изучаем, возможно ли его повторное использования для экономии времени и средств», - заявил Хэнли.
Год спустя, в марте 2014, мог бы пройти третий испытательный полет ракеты с полноценной второй ступенью и КК «Орион» в беспилотном режиме, который спустя пять дней полета совершил бы посадку в Тихом океане.
Еще восемь месяцев спустя – четвертый испытательный полет с астронавтами на борту к МКС и стыковка с ней.
«Это еще не окончательный план, а лишь исследование, которое мы проводим», - сообщил Хэнли.
Он отметил, что график может быть ускорен за счет сокращения наземных испытаний некоторых элементов, например, двигателей второй ступени и упрощения самой капсулы «Орион».
«Мы полагаем, что принятие, возможно, немного большего риска в результате окажется более эффективным подходом за счет получения реального опыта во время испытательных полетов», - отметил Хэнли.
План следует приоритетам, определенным предлагаемой администрацией Обамы политикой в области космоса.
После трех дополнительных испытательных полетов Ares I будет использован только «в случае необходимости» доставки астронавтов на МКС. План также предполагает, что летные испытания [Ares I] проводятся на перспективу создания ракеты-носителя тяжелого класса для миссий за пределы земной орбиты.
Вместо создания колоссальной РН Ares V, следуя оригинальной программе «Созвездие», план предусматривает разработку ракеты-носителя тяжелого класса меньшей грузоподъемности, которая бы имела общую вторую ступень с РН Ares I. Первую ступень составят модифицированные твердотопливные ускорители [первая ступень Ares I] и основной блок с жидкостными двигателями, подобными запланированным для РН Ares V.
«Эта система будет в состоянии доставить астронавтов на орбиту вокруг Луны в КК «Орион»», - заявил Хэнли.
Стоимость [«запасной»] программы будет оценена летом. Хэнли признал, что его усилия противоположны действиям его руководства [высших чинов НАСА], которое пытается убедить Конгресс США, что программа «Созвездие» неосуществима.