Сиквенирование митохондриальной ДНК пролило свет на останки женщины, найденные в Южной Сибири

Группа исследователей из института Макса Планка расшифровала митохондриальную ДНК, извлечённую из фаланги пальца кисти женщины, остатки которой были обнаружены в Южной Сибири. Предполагается, что данная женщина принадлежала к ранее неизвестному человеческому виду, проживавшему в горах Алтая 48 000 – 30 000 лет тому назад. Результаты исследований, опубликованные в журнале «Nature», говорят о том, что исследованный геном отличается от геномов Homo erectus (предки неандертальцев) и Homo sapiens.

Напомним, принято считать, что Homo erectus - это первая группа гоминин (Homininae- подсемейство гоминид, к которому принято относить человека разумного, горилл, а так же шимпанзе), которые покинули Африку около 1,9 миллионов лет тому назад. Археологические находки и данные, полученные при проведении генетических исследований, позволяют предположить, что затем Африку покинули две другие группы людей: первая около 500 000 – 300 000 лет тому назад (предки неандертальцев), вторая около 50 000 лет тому назад (речь идёт об анатомически современном человеке). Прямые потомки Homo erectus проживали на территории Индонезии менее, чем 100 000 лет тому назад. Более ранние представители Homo erectus и Homo heidelbergensis жили в северных широтах. В качестве примера можно привести людей, живших в горах Алтая на территории Южной Сибири более 125 000 лет тому назад. Принято считать, что неандертальцы в то время так же находились в Сибири.

Результаты генетических исследований, проведённых Йоханессом Краузе (Johannes Krause), Сванте Пяябо (Svante P??bo) и их коллегами из института Макса Планка, показали, что геном, извлечённый из фаланги пальца найденной женщины, резко отличается от всех ныне известных митохондриальных геномов представителей подсемейства Homininae. Так же на основании полученных данных учёные полагают, что носители исследованных генов имеют того же предка, что и современные люди с неандертальцами. Более того авторы исследований предполагают, что неизвестная группа людей из Южной Сибири проживала в одно и то же время с неандертальцами и предками современных людей, находясь поблизости от их поселений.