Обнаружен новый вид древнего человека

Международная группа антропологов и археологов сообщила об открытии нового вида древнего человека. Неизвестный ранее вид был обнаружен в результате анализа митохондриальной ДНК, выделенной из ископаемой кости. Эта кость – фаланга пальца, была найдена в пещере Денисова на Алтае, на юге Сибири. Посвященная этому открытию публикация вышла в журнале Nature. Среди авторов статьи двое российских ученых - Анатолий Деревянко и Михаил Шуньков из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.

Ископаемые кости древних людей были найдены в пещере Денисова в 2008 году. Археологи нашли костные остатки в слое возрастом 48-30 тысяч лет. Среди обнаруженных костей была фаланга пальца, внешне ничем не примечательная, и ученые, занимавшиеся выделением ДНК из найденных костей, не предполагали никакой сенсации. В пещере находили множество каменных орудий мустьерской культуры, изготовленных неандертальцами и исследователи предполагали, что кости, найденные в пещере, принадлежат неандертальцам (Homo neanderthalensis) или древним людям современного типа (Homo sapiens).

Но сравнение выделенной из этой фаланги митохондриальной ДНК с образцами аналогичной ДНК современных людей и неандертальцев, проведенное в Институте эволюционной антропологии имени Макса Планка в Германии (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology) дало неожиданные результаты. Ученые сравнили полученную генетическую последовательность с 54 образцами ДНК современных людей, одним образцом ДНК человека современного типа, жившего 30 тысяч лет назад и с шестью образцами ДНК неандертальцев. Оказалось, что образец из пещеры Денисова отличается от ДНК современного человека на 385 нуклеотидных позиций, в то время как ДНК неандертальца – на 202 нуклеотидные позиции.

Подобное отличие означает, что человек, которому принадлежала исследованная фаланга пальца, не был ни человеком современного вида, ни неандертальцем. Он, несомненно, относился к роду Homo, так как геном человекообразных обезьян отличается от человеческого значительно больше (у шимпанзе на 1462 нуклеотидных позиции), но принадлежал к отдельному виду. Ученые рассчитали, что эволюционные пути общих предков современных людей и неандертальцев разошлись с предками человека из пещеры Денисова примерно миллион лет назад. Видимо, предки этих людей мигрировали из Африки задолго до того, как тот же самый путь прошли современные люди.

Один из авторов исследования, антрополог Сванте Паабо (Svante Paabo) из Института Макса Планка сказал, что результаты анализа были столь неожиданными, что ученые не сразу в них поверили. Некоторые СМИ перепечатывают друг у друга информацию о том, что ДНК человека из пещеры Денисова, якобы, отличается от человеческой на 50%. Это, естественно, полнейшая ерунда. Но даже без подобных преувеличений, открытие антропологов вполне можно назвать научной сенсацией. Во-первых, впервые новый вид древних людей был обнаружен с помощью генетического анализа. Во-вторых, это открытие говорит о том, что несколько тысяч лет назад на территории Сибири практически одновременно могли существовать не два, как считалось ранее, а как минимум три вида рода Homo.

Впрочем, критики работы полагают, что делать окончательные выводы об открытии нового вида по результатом одного анализа одной косточки пока рано. Эске Уиллерсле (Eske Willerslev) из Университета Копенгагена (University of Copenhagen) говорит, что изученная антропологами кость могла принадлежать неандертальцу, который получил необычную митохондриальную ДНК по наследству, от своей пра-пра-пра-бабушки, происходившей из какого-то другого близкородственного вида. Митохондриальная ДНК передается по материнской линии и в какой-то изолированной популяции неандертальцев вполне мог сохраняться такой генетический след от давнего смешанного брака. Мнение антрополога приводит сайт ww.nature.com в рассказе о новом открытии.

Сами авторы исследования прекрасно понимают, что их открытие порождает вопросы и сомнения. Для того, чтобы разрешить их, они, в настоящее время, стараются выделить из загадочной кости уже не митохондриальную, а ядерную ДНК. Сравнение ядерной ДНК с геномом современного человека и неандертальца либо подтвердит, либо опровергнет выводы ученых об открытии ими нового вида. И если факт открытия все-таки подтвердится, то этому виду будет присвоено имя и он займет свое место на эволюционном дереве рода Homo, рядом с неандертальцем и Homo sapiens.

"Аммонит.ру"

На фото - вход в пещеру Денисова на Алтае.
Фото с сайта www.gorno-altaisk.info