Палеонтологи выяснили, кто паразитировал на морских ежах в конце мелового периода

Палеонтологи выяснили, кто  паразитировал на морских ежах в конце мелового периода

О трофических, то есть пищевых, связях в экосистемах далекого прошлого палеонтологи судят, как правило, по различным следам взаимодействия на сохранившихся окаменелостях – костях, панцирях и раковинах. Обнаружив отпечаток зуба на чьей-нибудь кости или раковине можно выяснить, кому мог принадлежать этот зуб и, таким образом, узнать, кто на кого охотился миллионы лет назад.

Так, палеонтологи неоднократно находили следы зубов акул на костях морских рептилий, а недавно, благодаря отпечаткам зубов на черепе тираннозавра, ученые узнали о трудном и полном опасностей детстве этих ящеров.

Однако, далеко не всегда следы, обнаруженные на той или иной окаменелости, удается быстро и легко опознать. Так, на панцирях морских ежей рода Echinocorys, живших в конце мела и начале палеогена, ученые находят круглые отпечатки с отверстием посередине. Эти отверстия получили название Oichnus halo, это так называемый ихновид – то есть вид следов, а не вид живых существ. А вот кто оставлял такие следы на морских ежах – долгое время оставалось загадкой.

Разрешить эту загадку удалось в конце прошлого года немецким палеонтологам. Они обратили внимание на следы, которые оставляют современные паразитические гастроподы на морских звездах. Эти гастроподы, представители рода Thyca из семейства эулимид (Eulimidae), присасываются к морской звезде и паразитируют на ее теле. Все эулимиды являются паразитами иглокожих, но только Thyca оставляют на телах своих жертв следы, очень похожие на Oichnus halo – с бороздой вокруг отверстия. Видимо, предки этих гастропод еще в конце мелового периода освоили подобный паразитический образ жизни.

А раковины гастропод - эулимид очень тонкие и состоят из арагонита, они очень плохо сохраняются в ископаемом состоянии. Поэтому не удивительно, что самих этих гастропод на окаменевших панцирях морских ежей не находят.

Результаты своего исследования палеонтологи опубликовали в издании Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology, коротко о нем рассказывает портал «Измайлово.ру»

"Аммонит.ру"

На иллюстрации - морской еж Echinocorys со следами гастропод-паразитов (отпечатки отмечены цифрами). Фото с сайта «Измайлово.ру».