Строматолиты возрастом 3,45 млрд. лет действительно созданы бактериями

Палеонтологи из США, Австралии и Великобритании доказали, что строматолитовые постройки формации Стрелли-пул (Strelley Pool Formation) на западе Австралии имеют биологическую природу. До сих пор происхождение этих строматолитов, сформировавшихся около 3,45 миллиардов лет назад, в раннем архее, вызывало сомнения. Эти рифоподобные структуры, состоящие из множества слоев, с характерными выступами конусообразной формы очень напоминают современные строматолитовые постройки, формируемые цианобактериями (известными также как сине-зеленые водоросли). Но в их слоях палеонтологам до сих пор не удавалось найти никаких следов живых клеток. Из-за этого возникло предположение, что эти структуры на самом деле не строматолиты, а осадочные породы, возникшие около геотермальных источников.

Теперь группе исследователей под руководством Эбигейл Оллвуд (Abigail Allwood) удалось обнаружить следы бактерий, сформировавших эти отложения. Палеонтологам удалось даже проследить изменения характера отложений, вызванное изменениями в составе бактерий. Специалисты предполагают, что древние бактериальные сообщества быстро приспосабливались к частым изменениям условий окружающей среды в мелководном архейском море, в котором они обитали.

А очень плохая сохранность следов древней жизни в этих строматолитах объясняется, по мнению исследователей, сильной метаморфизацией слоев – эти породы пережили погружение вглубь земной коры, где сильно изменились в результате нагрева и кристаллизации.

Первые результаты своих исследований палеонтологи из группы Оллвуд опубликовали еще в 2006 году. Теперь статья ученых, посвященная их открытию, вышла в издании "Proceedings of the National Academy of Sciences" (PNAS).

После обнаружения свидетельств бактериальной природы архейских строматолитов палеонтологи хотят выяснить приблизительный видовой состав древних бактериальных сообществ. Больше всего их интересует вопрос, состояли ли эти сообщества только из бактерий, или тогда уже существовали примитивные водоросли. Кроме того, Эбигейл Оллвуд считает, что ее исследование сможет помочь при поисках следов древней жизни на Марсе. Ведь миллиарды лет назад условия на Марсе и Земле были очень похожи и если там тоже была жизнь, то она могла формировать структуры, очень похожие на земные строматолиты.

"Аммонит.ру"