Молекулярное различие эмбриональных стволовых клеток и перепрограммированных клеток кожи

Учёные из университета Калифорнии, Лос Анжелес (UCLA), обнаружили, что эмбриональные стволовые клетки (ЭСК) и перепрограммированные клетки кожи в эмбрионально-подобные клетки имеют характерные молекулярные различия. Впервые продемонстрировано, что эти два типа клеток четко различимы друг от друга. Работа была опубликована 2 июля в журнале Cell Stem Cell.

Результаты данного исследования показали, что экспрессия генов ЭСК и перепрограммированных клеток, называемых индуцированными плюрипотентными клетками (iPS-клетками), перекрывается, но не полностью. Различие в экспрессии генов наблюдалось вне зависимости от клеточных линий, методов, которыми они были получены, и видов из которых были изолированы.

«Необходимо помнить, что iPS-клетки не идентичны эмбриональным стволовым клеткам», говорит Билл Лоури (Bill Lowry), автор работы. «Мы еще точно не уверены, что это будет означать для дальнейшей биологии плюрипотентных стволовых клеток. Это может, как не иметь биологических последствий, так и означать преимущества, либо недостатки».

iPS-клетки, как и ЭСК, могут превращаться в любые клетки тканей тела. Однако для получения iPS-клеток не требуется разрушения эмбриона.

Данная работа проводилась при сотрудничестве лабораторий Билла Лоури и Катрин Плац (Kathrin Plath), которая была одним из первых учёных перепрограммировавших человеческие клетки кожи в iPS-клетки. Исследователи изучили профили генной экспрессии ЭСК и iPS-клеток методом microarray, получив глобальную картину.

При сравнении молекулярных портретов они обнаружили разницу в экспрессии некоторых генов. Далее учёные сравнили свои данные с теми, что хранились в базе данных Национальных институтов здоровья, и так же обнаружили, как зону перекрытия экспрессии генов, так и зону различия.

«Это подсказало нам, что все-таки есть биологическая подоплёка наблюдаемой разницы в различных лабораториях и различных экспериментах», говорит Лоури.

Далее учёные решили проверить свои подозрения уже на iPS-клетках, полученных новейшими неинтегративными методами, не требующими введения вирусных векторов, несущих четыре гена перепрограммирующих факторов. Анализ таких клеток показал те же результаты.

Для определения того, свойственно ли данное явление лишь человеческим эмбриональным стволовым клеткам, Лоури и Плац проанализировали мышиные ЭСК и iPS-клетки кожи, и опять подтвердили свои наблюдения. Тот же результат дал анализ линии iPS-клеток, полученной из мышиных клеток крови.

«Пока мы не можем этого объяснить, но какая-то разница между iPS-клетками и ЭСК несомненно существует», говорит Лоури. «И эта разница остаётся вне зависимости от того, в какой лаборатории были получены клетки, человеческие они или мышиные и т.д.».

В дальнейшем исследователи надеются выяснить, что именно обуславливает различие генной экспрессии этих двух клеточных типов. Они так же планируют продифференцировать iPS-клетки в различные типы тканей и посмотреть, сохраняется ли молекулярная разница на данном уровне.