Между людьми и лабораторными мышами большая генетическая разница, чем думали раньше

В новой статье в журнале PLoS Biology рассказывается, в чем же, в действительности, заключается разница между геномами геловека и лабораторной мыши. При первом всеобъемлющем сравнении геномов, ученые из совместных институтов Америки, Швеции и Великобритании обнаружили гораздо большие генетические различия между этими двумя видами, чем подозревали ранее.

Одна пятая часть генома мышей представляет собой новые копии, появившиеся за последние 90 миллионов лет эволюции. Видимо, именно эта значительная разница между генами человека и мышей и отражает сильное различие нашей биологии.

Об этом открытии рассказывается в знаменательной публикации, описывающей завершенный анализ геномной последовательности мыши, который является вторым, после человеческого, полным анализом генома млекопитающего. То, что люди и мыши имеют 4/5 общих генов, которые были идентифицированы, позволяет ученым использовать гены мышей в применении к исследованиям человеческих заболеваний. По сути, новое исследование показало, как точно разделить общую биологию человека и мыши от биологии свойственной каждому виду по отдельности.

По мере заполнения пробелов первой версии генома мыши, была обнаружена огромная сокровищница новых генов. Множество открытых генов очень быстро эволюционируют, возможно, в результате «гонки вооружений» между мышами и их репродуктивными клетками.

«В ретроспективе, наша прошлая картина мышиного генома была неполной. Только когда все недостающие частички мозаики генома оказались собраны, мы осознали, что упустили огромное количество генов, характерных только для мышей, но не для людей», говорит доктор Лео Гудстадт (Dr. Leo Goodstadt) из MRC Functional Genomics Unit.

«Эти новые открытия чрезвычайно важны для выявления генов, обуславливающих общую биологию всех млекопитающих, среди генов, которые делают человека и мышь настолько разными», говорит профессор Крис Понтинг из Оксфордского Университета, один из руководителей проекта.

«При взгляде в прошлое, теперь мы можем сказать насколько неполноценным было наше начальное описание мышиного генома», добавляет доктор Даяна Черч (Deanna Church) из Национального центра Биотехнологической информации Национальных институтов здоровья США, которая также руководила проектом. «Эта кропотливая работа оказалась абсолюсто оправданной. Новые открытия позволят нам избавиться от некоторых привычных нам, но ошибочных представлений, и, что более важно, обнаружить множество ранее запрятанных секретов мышиной биологии».