Падение астероида 65 миллионов лет тому назад вызвало всемирный углеродный град

Астероид, предположительно, уничтоживший динозавров, упал на Землю с такой силой, что углерод, содержащийся глубоко в горных породах, вскипел, взлетел в воздух и образовал микроскопические пепельные гранулы, покрывшие всю планету, утверждают ученые из США, Великобритании, Италии и Новой Зеландии в майском выпуске журнала Geology.

Пепельные гранулы - это не что иное, как углеродные ценосферы. Спекулятивная гипотеза о том, что ценосферы являют собой обуглившиеся останки повсеместных земных пожарищ, не состоятельна, поскольку ценосферы никак не могут быть продуктом сгорания растений, полагают ученые. Если их теория верна, природные катаклизмы, сопровождавшие масштабное вымирание 65 миллионов лет тому назад, были не такими драматичными, как считалось ранее. "Углерод, врезанный в твердые породы, в результате падения небесного тела испарился, сформировав новые углеродные структуры в атмосфере", комментирует Саймон Брасселл, геолог из Университета штата Индиана и бывший научный руководитель Марка Харви, старшего автора опубликованной статьи.

Углеродные ценосферы отложились 65 миллионов лет тому назад рядом с тонким слоем иридия - элемента, который, скорее, можно найти в астероидах Солнечной системы, нежели в пластах Земли. Ученые полагают, что пыль, отяжеленная иридием, - это рассеянные остатки 200-километрового астероидного кратера. Как и слой иридия, углеродные ценосферы встречаются в породах довольно часто. Их находят в Канаде, Испании, Дании и Новой Зеландии.

Однако происхождение ценосфер все же таит в себе двойную загадку. Геологам известно, что ценосферы являются лишь детищем современной цивилизации - т.е. побочным продуктом сгорания угля и нефти. Однако 65 миллионов лет тому назад не было тепловых электростанций, сжигающих уголь и сырую нефть, а естественные природные процессы разложения, несмотря на 300-миллион-летнюю продолжительность каменноугольного периода, не могли гарантировать, чтобы останки растений и животных превратились в достаточное количество ископаемого природного топлива. "Углеродные ценосферы - классический индикатор промышленной деятельности", говорит Харви. "Первые углеродные ценосферы ознаменовали начало индустриальной революции". Ученые пришли к выводу, что ценосферы могли образоваться в результате иного процесса - интенсивного измельчения углеродосодержащего пласта Земли.

По мнению ученых, когда раскаленная лава и сверхгорячий перепел падали на легковоспламеняющиеся растения, Земля горела участками. Обугленные продукты этих пожаров встречаются только в некоторых районах планеты, в большей степени возле астероидного удара - кратера Чискулуб, что на западе мексиканского полуострова Юкатан. Некоторые геологи ранее считали, что все углеродные частицы возникли из-за крупномасштабных лесных пожаров. Однако результаты данных исследований полностью опровергает эту гипотезу. Ученые проверили 8 образцов морских пород из разных регионов Новой Зеландии, Италии, Дании и Испании. Они также изучили углеродосодержащие вещества, вырубленные не из морского дна в США и Канаде. Химический и микроскопический анализ показал, что эти крохотные частицы представляли собой углеродные ценосферы, похожие на те, которые образуются в ряде промышленных производств.

Ученые также обнаружили, что образцы, взятые в более отдаленных от кратера Чискулуб районах, содержали меньше ценосферных частиц. Это наблюдение совпадает с мнением, что микрочастицы образовались в результате астероидного удара, поскольку во время выброса тяжелые вещества, по сравнению с мелкими, падали на Землю быстрее, проделывая при этом более короткий путь.

По оценкам ученых, общая масса углеродных ценосфер, образовавшихся после удара, может достигать 900 квадрильонов килограмм. Являются ли углеродные ценосферы повсеместными, только предстоит выяснить. "Есть клубки, которые все еще нужно распутывать, чтобы воссоздать полную картину происшествия", говорит Брасселл. "К тому же, существуют некоторые нюансы, связанные с природным циклом углерода, которое мы здесь не учли".

Харви интересуют уникальные свойства ценносфер как таковых. "Возможно, ученым однажды удастся создать углеродные ценосферы, чтобы лучше изучить их. Исследования ценосфер необходимо проводить не только в этих частях планеты и в разрезе других временных эпох".