Птичьи трели поддаются расшифровке
|
Орнитологи из Франции и Бразилии исследовали смысловое содержание птичьих песенок. Они изучили песенки корольковых певунов, обитающих в дождевых лесах Бразилии. С помощью экспериментов ученые выделили в песенках компоненты, обозначающие видовую принадлежность певцов, индивидуальные вариации, предназначенные для оседлых соседей-самцов и самок, сигналы о своем местоположении. Эта информация необходима для поддержания социальных связей в условиях густой листвы дождевого леса с резко ограниченной видимостью.
Международная группа ученых из Франции (Центр Национальных Научных исследований Парижского Университета и Лаборатория экологии и поведения Университета Жана Моне в Сан-Этьен) и Бразилии (Университет Кампинас и Государственный Университет Пара) провели эксперименты, позволившие понять смысл птичьих песенок. Свой интерес они сконцентрировали на белобровых корольковых певунах (Basileuterus leucoblepharus). Корольковые певуны — территориальные моногамные птички, и каждый самец занимает территорию протяженностью 75–100 м. Эти птички обитают в нижнем ярусе (0–6 метров) дождевого леса, где видимость сильно ограничена. Поэтому для певунов особую значимость приобретает звуковая коммуникация. Вместе с тем песенки их сравнительно просты и коротки. Какую информацию заключает их песенка? С помощью экспериментов удалось разгадать некоторые способы шифровки информации, которые используют певуны. Общая методика экспериментов была такова: птичкам предъявляли записи видоизмененных песенок и наблюдали за их реакцией. Таким способом были выявлены, во-первых, видоспецифичный код, во-вторых, персональный код, в-третьих, географический код. Первый код оповещает окружающих о видовой принадлежности певца, он важен, чтобы максимальное число слушателей — потенциальных самцов-захватчиков и заинтересованных самок узнали, что здесь находится птичка определенного вида. Второй код — включает индивидуальный почерк самца; он адресован самцам соседям. Они должны ориентироваться в своих владениях и знать, кто там на границе. Третий код помогает определить точное местоположение самца.
Сама песенка состоит из 6-ти секундного посвиста, частота которого понижается с 7 до 3 кГц. В песенке первая часть — высокочастотная — на расстоянии становится неразличимой, и значима для широкой аудитории только ее вторая часть. Причем для опознавания особей своего вида певуны используют скорость снижения частоты звука. Если птичкам давали слушать смоделированный чистый звук с теми же параметрами снижения частоты, то самцы реагировали на него так же, как и на естественную песенку. То есть темп снижения частоты сигнала — это первый код. Второй важный параметр — это перерывы в посвисте, их длительность и местоположение, зафиксированные в первой части песенки. Эта характеристика песенки индивидуальна для каждой птички и не меняется. Так как первая часть песенки заглушается листвой, то она предназначена только для близких соседей или подлетевших самок. Самцы распознают знакомый голос соседей и реагируют менее агрессивно, чем на незнакомую песенку. Информация о местоположении певца заключена во второй части песенки, а именно, в изменении амплитуды звука. Если птичке предъявить смоделированную песенку с постоянной амплитудой, но с естественной частотой, то она полетит искать источник звука, но часто в ошибочном направлении. Расстояние до певца определяется по степени заглушения, «стирания», первой части песенки. Птички менее тревожно реагировали на песенку, записанную с большого расстояния, чем с близкого (громкость одинаковая). То есть, если птичка слышит, что потенциальный соперник далеко, то и волноваться нечего.
Таким образом, слушатели по песенке могут определить видовую принадлежность певца, его индивидуальные свойства и его местонахождение. Эволюция звуковой коммуникации в случае с этими обитателями дождевого леса шла с учетом не только голосовых способностей певцов, но и акустических параметров их местообитания.
Источник: Mathevon N, Aubin T, Vielliard J, da Silva M-L, Sebe F, et al. (2008) Singing in the Rain Forest: How a Tropical Bird Song Transfers Information. PLoS ONE 3(2): e1580. doi:10.1371/journal.pone.0001580
Елена Наймарк