Органический материал во мгле

Радиотелескопы обнаружили слабый, но очевидный сигнал ацетонитрила, предшественника аминокислот, в космосе.

Радиоастрономы получили первое подтверждение присутствия аминокислотоподобных молекул в космосе, находящихся в пылевом облаке на расстоянии 25 тысяч световых лет от Земли. Несмотря на то, что это открытие не доказывает, что комплекс органических структур берет свое начало в космосе, это представляет четкую ясность, что основные составляющие живых организмов присутствуют где-то в другом месте галактики и что они могут быть источником заселения молодых планет, на которых есть потенциальная возможность существования жизни.

Космос это значительно больше, чем просто пустое пространство. В промежутках между звездами астрономы зафиксировали не только пыль и газ, но и молекулы, которые являются составными частями основных органических веществ. Они нашли эти молекулы не при помощи специальных телескопов, а, настраивая сверхчувствительную антенну, которая может принимать очень слабые радиосигналы, генерируемые молекулярными облаками.

"Родина больших молекул" - это излюбленное место для поиска. Это необычайно компактное облако пыли и газа по близости к центру Млечного Пути, по направлению к созвездию Стрельца возбужденное горячей молодой звездой в центре; это настоящий суп из молекул. Многие из 140 типов молекул найденных в космосе были открыты именно здесь, включая такие характерные молекулы для Земли, как уксусная кислота (уксус), этиленгликоль (главный компонент антифризов) и родоначальник сахаров, известный как гликольальдегид. До сих пор, однако, никто не находил молекул, являющихся связующими звеньями к аминокислотам - строительным блокам организма.

Используя радиотелескопы в Испании, Франции и Австралии, группа возглавляемая исследователями из Института Радиоастрономии Макса Планка в Бонне, просканировала "Родину больших молекул" на сигналы, точно соответствующие длинам волн, которые должны будут подтвердить присутствие большего набора молекул. В итоге они собрали 3700 разделенных спектральных линий, и 51 из них группа сообщила в печатающейся статье журнала Astronomy and Astrophysics, в которой безошибочно указывается на присутствие ацетонитрила - молекула которого имеет примитивное сходство с аминокислотами.

Маловероятно, что эта молекула уникальна для "Родины больших молекул". Другие регионы, формирующие звезды, скрывают соответствующие условия для создания ацетонитрила и возможно, даже характерных аминокислот, говорит главный автор Арно Белочче. Следующее поколение радиотелескопов, таких как Atacama Large Millimeter Array, производства Чили, позволят легко находить эти молекулы, добавил соавтор Карл Ментен.

Обнаруженные молекулы, подобные ацетонитрилу, это серьезное открытие, т.к. в условиях экстремальных температур космоса синтез их почти невозможен, говорит радиоастроном Национальной Радиоастрономической Обсерватории в Шарлотсвиле, Вирджиния - Энтони Рэмиян: "Если очень горячо, то они разрушаются, если очень холодно, то они не могут сформироваться".