В древнем янтаре найдены микроорганизмы, жившие 220 миллионов лет назад

В каплевидных кусочках древнего янтаря (а) обнаружены микроорганизмы, удивительно похожие на современные: b — одноклеточная водоросль Cosmarium, c — инфузория Coleps, d — раковинная амёба Centropyxis hirsuta. Масштаб: 0,5 мм (a), 0,01 мм (b, d), 0,005 мм (c). Фото из цитируемой статьи в Nature

В окаменевших капельках смолы хвойных деревьев, росших 220 миллионов лет назад на территории южных Альп (современная Италия), итальянские и немецкие палеонтологи обнаружили прекрасно сохранившиеся микроорганизмы, многие из которых очень близки к современным родам и даже видам. Открытие показывает, что сообщество обитателей крошечных капель воды на коре деревьев практически не изменилось со времен первых динозавров и пережило без особых потерь глобальный кризис на рубеже мезозойской и кайнозойской эр (65 млн лет назад), во время которого вымерли динозавры, аммониты и многие другие животные.

Одноклеточные организмы прекрасно сохраняются в янтаре, однако до сих пор не было описано ни одного микроорганизма из янтаря древнее 135 млн лет — просто потому, что на Земле очень мало таких древних янтарей.

Самое крупное местонахождение раннемезозойского (позднетриасового) янтаря возрастом 220 млн лет (это время появления первых динозавров и первых млекопитающих) находится в северной Италии (см. G. Roghi et al., 2006). Там в ископаемых почвах сохранились мелкие (миллиметровых размеров) каплевидные кусочки янтаря, причем весьма многочисленные — до нескольких тысяч на квадратный метр.

Современная водоросль из рода Cosmarium (фото с сайта www.biol.tsukuba.ac.jp)

По всей видимости, они представляют собой окаменевшие капельки смолы архаичных хвойных деревьев из семейства Cheirolepidiaceae. В те далекие времена эта территория была северным побережьем океана Тетис, остатком которого является Средиземное море. Капли смолы затвердевали еще до того, как падали на землю, — об этом свидетельствует отсутствие в янтаре почвенных микроорганизмов. Вся микробиота итальянского янтаря — это типичные обитатели крошечных капелек воды, встречающихся в трещинах коры или во мху.

Современная инфузория Coleps (фото с сайта www.gpmatthews.nildram.co.uk)

Больше всего обнаружено бактерий, но в статье они, к сожалению, не описываются. Видимо, это связано с тем, что по внешнему виду о бактериях мало что можно сказать, а ДНК наверняка не сохранилась, хотя проверить надо бы (в статье об этом ни слова).

В янтаре найдены микроскопические грибы, в том числе похожие на современных представителей рода Ramularia, разнообразные одноклеточные водоросли (в том числе очень похожие на современный род Cosmarium), многочисленные инфузории, некоторые из которых тоже явно относятся к современным родам.

Современные раковинные амёбы рода Centropyxis (фото с сайта protist.i.hosei.ac.jp)

Очень много в янтаре оказалось раковинных амёб, относящихся к нескольким видам семейств Centropyxidae и Difflugiidae. В наши дни раковинные амёбы являются вездесущими и массовыми микроорганизмами, и в триасовом периоде, как видно, дело обстояло точно так же. Самое любопытное, что одну из амёб авторы даже отнесли к современному виду Centropyxis hirsuta (по их словам, она «морфологически идентична» современным амёбам этого вида). Эта ископаемая амёба в результате стала самым древним одноклеточным организмом, относящимся к современному виду.

Таким образом, в янтаре сохранились представители всех основных трофических уровней: продуценты, или производители органики (водоросли), питающиеся ими консументы (амёбы, инфузории) и редуценты — потребители отмершей органики (грибы). И все эти базовые «блоки» микросообщества, как выяснилось, почти не изменились со времен первых динозавров! Крошечные обитатели капель воды на коре хвойных деревьев оказались намного устойчивее ко всевозможным переменам, чем крупные наземные и морские животные. Они сумели пережить и глобальную смену растительности в меловом периоде (когда появились и распространились цветковые растения), и крупнейшие вымирание на рубеже мезозоя и кайнозоя, когда вымерли динозавры.

Источник: Alexander R. Schmidt, Eugenio Ragazzi, Olimpia Coppellotti, Guido Roghi. A microworld in Triassic amber // Nature. 2006. V. 444. P. 835.