Немецкие физики увеличили время действия оптических резонаторов

Схема оптической ловушки: лучи лазера (красный и зеленый) удерживают между двумя зеркалами отдельные атомы (желтые точки). Изображение с сайта www.mpg.de

Исследователям из Института квантовой оптики им. Макса Планка удалось создать технологию «квазипостоянного» удержания единичного атома между двумя зеркалами. Немецкие ученые надеются, что их разработка приблизит долгожданное появление квантового компьютера, где в качестве логических единиц информации выступают атомы и молекулы.

Серия успешных экспериментов по управлению местоположением отдельных атомов с помощью оптического резонатора была проведена в лаборатории профессора Герхарда Ремпе (Gerhard Rempe). В своей работе, опубликованной в журнале Nature, немецкие ученые сообщают, что с помощью сложной системы лазеров им удавалось охлаждать атомы рубидия и удерживать их в заданной области пространства в среднем на протяжении 17 секунд.

В принципе, методы улавливания, охлаждения и удержания нейтральных атомов уже хорошо известны: для этого используется так называемая «магнито-оптическая ловушка», где удерживаемый атом обстреливается с шести сторон с помощью лазеров, частота которых лежит на грани энергии возбуждения. Благодаря эффекту Доплера атом входит в состояние резонанса и постепенно теряет скорость — охлаждается. Немецкие экспериментаторы добавили к этой схеме два вогнутых высококачественных зеркала, расположенных на расстоянии 14 мм друг от друга.

Как только атомы попадают в пространство между зеркалами, ученые изменяют геометрию ловушки, отражая луч лазера «на себя» и генерируя, таким образом, стоячую волну, в которой «застревает» атом. Еще два дополнительных лазера, установленные под углом 45° и 90° по отношению к стоячей волне и к оси оптического резонатора соответственно, бьют по атому «крест-накрест» (см. иллюстрацию). В итоге, говорится в пресс-релизе института, атом, резонатор и световая ловушка создают сложную систему, в которой возбужденный атом испускает фотоны, идущие по оси резонатора, создавая между зеркалами световое поле, сильно зависящее от положения атома. Каждый раз, когда атом изменяет свое положение в пространстве, световое поле реагирует с небольшой заминкой, отнимая у атома его энергию и замедляя его движение точно так же, как сила трения на макроуровне отнимает энергию у катящегося по ровной поверхности шарика.

Если обычные системы позволяют удерживать атомы в ловушке на протяжении 2,7 секунд, то система, разработанная немецкими учеными, позволяет довести этот показатель до куда более внушительных 17 секунд. Теоретически, этот показатель может превышать одну минуту.