В таинственном облаке L1014 скрывался коричневый карлик

Загадка космического облака L1014 была решена сотрудниками Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра с помощью гавайского распределенного телескопа SMA (Submillimeter Array). Оказалось, что в облаке скрывался звездный эмбрион — коричневый карлик.

Снимки облака L1014, сделанные с помощью разных телескопов. Местоположение коричневого карлика отмечено крестиком (изображение с сайта www.cfa.harvard.edu)

Согласно полученным данным, этот коричневый карлик, находящийся на расстоянии 600 световых лет от Солнца в созвездии Лебедя, имеет массу, всего в 25 раз превышающую массу Юпитера, а яркость его уступает солнечной примерно в 20 раз. Определение истинной природы скрытого в облаке объекта было бы невозможно без уникальных свойств телескопа SMA, говорится в пресс-релизе Гарвард-Смитсоновского центра. По словам астронома Тайлера Бурка (Tyler Bourke), предложить ученым картинку со столь высокой степенью детализации не смог бы ни один обычный радиотелескоп.

Слабое инфракрасное излучение, исходящее со стороны облака L1014, впервые было замечено камерой с борта космического телескопа Spitzer. Однако природа источника этого излучения оставалась для ученых не ясна, пока, наконец, с помощью SMA они не обнаружили малозаметное истечение вещества из облака — процесс, описанный в ряде теорий формирования звезд. Приняв во внимание относительно небольшой объем «утечки», который оказался на порядок меньше ранее отмеченных явлений такого рода, астрономы сделали вывод, что масса «спрятавшегося» объекта невелика и что он тесно связан с окружающим его облаком.

Работа, посвященная этому открытию, опубликована 29 сентября в The Astrophysical Journal Letters.