В центре Туманности Андромеды обнаружено загадочное кольцо юных звезд

На этом рисунке хорошо видно голубое кольцо, окружающее сверхмассивную черную дыру, лежащую в центре Туманности Андромеды. Кольцо юных звезд, в свою очередь, окружено эллиптическим диском, состоящим из красных гигантов (изображение с сайта www.newscientistspace.com)

Туманность Андромеды, считающаяся близнецом нашей Галактики, обращается вокруг сверхмассивной черной дыры. Удивительно, но поблизости астрономы обнаружили более четырехсот юных звезд, которых там, в принципе, быть не должно.

Несмотря на то, что данные, полученные орбитальным телескопом Hubble, выявили наконец источник загадочного голубого света, поступавшего, казалось, прямо из центра галактики M31 (другое название Туманности Андромеды), перед учеными немедленно встал новый вопрос: откуда взялись эти четыреста с лишним звезд? Ведь, расположившись в виде диска, диаметром в один световой год, они неминуемо должны были быть разорваны гравитационным полем центральной черной дыры, не достигнув даже эмбриональной фазы своего развития.

Между тем, судя по данным установленного на борту Hubble спектрографа STIS (Space Telescope Imaging Spectrograph), загадочные звезды благополучно развиваются уже не менее 200 миллионов лет (предполагаемый возраст Туманности Андромеды составляет около 12 миллиардов лет). С помощью спектрографа STIS астрономы также смогли проследить движение голубых звезд и таким образом уточнили массу черной дыры в центре галактики M31. Новые измерения показали, что это действительно сверхмассивная черная дыра — с массой, в 140 миллионов раз превосходящей массу Солнца, то есть в три раза больше, чем показывали предыдущие оценки.

Ядро галактики M31 (снимок сделан камерой WFPC2 орбитального телескопа «Хаббл»). Астрономы считают, что два ярких объекта в центре снимка — это кольцо красных гигантов и диск из голубых звезд (фото с сайта hubblesite.org)

Любопытно, пишет New Scientist SPACE, что голубое кольцо юных звезд окружено еще одним кольцом красных гигантов, простирающимся примерно на 5 световых лет и лежащим в той же плоскости. По всей видимости, красное и голубое кольцо как-то связаны, но вот как?

Этот вопрос тем более актуален, что, по некоторым признаком, похожее кольцо окружает и центральную черную дыру Млечного Пути. То есть обнаруженное в M31 явление не так уж и уникально, как могло показаться на первый взгляд. Более того, поскольку вероятность обнаружения такого кольца в процессе его формирования довольно мала, можно предположить, что образование этих колец представляет собой некий перманентный процесс, механизм действия которого совершенно непонятен.

Анимацию того, как могут выглядеть кольцо красных гигантов и диск из голубых звезд, можно посмотреть здесь: формат Quicktime, формат Mpeg.