Бактерии и грибы оккупируют МКС

Российскую часть МКС постигла та же участь, что и орбитальную станцию «Мир», — технофильные микроорганизмы (изображение с сайта www.starshipmodeler.com)

Бактерии и грибы обитают в российском сегменте МКС, создавая реальную угрозу оборудованию станции. Исследователи предлагают в дальнейшем все материалы для космического строительства проверять на микробоустойчивость.

О том, что на орбитальной станции «Мир» жили микроорганизмы, разрушающие приборы и материалы, ученые уже писали. Оказывается, МКС тоже стала средой обитания для бактерий и грибов — по крайней мере ее российский сегмент. В этом убедились сотрудники биологического факультета и факультета почвоведения МГУ, которые вместе со специалистами из Института биохимии РАН разработали специальный пробоотборник для сбора микрофлоры на космической станции. С его помощью космонавты брали пробы с различных поверхностей перед завершением экспедиций и возвращением на Землю. Через два часа после приземления биологи высевали образцы на питательные среды, а затем исследовали, что из них выросло.

Около 20 видов бактерий и грибов определили биологи среди космической микрофлоры. Некоторые из этих микробов представляют угрозу для оборудования станции. В искусственных условиях такие бактерии и грибы поселились на синтетических материалах, на которых обычно ничего не растет. Ученые обнаружили, что своими выделениями колонии грибов за месяц в состоянии «перегрызть» полиэтилентерефталатное волокно, а за три месяца — изъесть алюминиево-магниевый сплав.

Разрушительный эффект создают выделяемые живыми клетками органические кислоты и ферменты. Среди бактерий этим свойством обладают родококки, а среди грибов — пенициллы, аспергиллы и кладоспоридиумы. Такие виды микроорганизмов называют технофильными, то есть приспособленными к жизни в отрыве от природной среды на искусственных материалах. Хотя на Земле эти микробы обитают преимущественно в почве, где занимают ключевые позиции в микробиоценозах.

Микрофлора МКС отличается от «Мира», однако несмотря на разницу в длительности эксплуатации орбитальных станций число обнаруженных на них видов микроорганизмов оказалось почти одинаковым. На МКС их уже насчитали 18, а на «Мире» было чуть больше 20. Целая группа грибов пенициллов впервые поселилась в космосе на МКС, и год от года новая станция обрастает всё гуще и гуще. Что касается бактерий, то на орбитальных станциях, как правило, одновременно попадалось три-четыре вида родококков, бацилл и микрококков. Случаются среди бактерий и вспышки биоразнообразия. Так, в 2003 году на МКС биологи обнаружили целых 9 различных видов.

Сообщества микроорганизмов на орбитальных комплексах — это угроза электронной технике в длительных экспедициях, которые, как можно ожидать, состоятся в не столь отдаленном будущем. На основе штаммов с «Мира» и МКС ученые создали живую коллекцию «космических микробов». Они рекомендуют давать на пробу микроорганизмам все материалы, из которых конструируют приборы для космических кораблей, чтобы убедиться в их устойчивости к биоповреждениям.

«Информнаука»