Cassini проливает новый свет на кольца Сатурна

Изменения в кольце D, произошедшие за четверть века (внизу — изображение, полученное «Вояджером», вверху — «Кассини»). Фото с сайта ciclops.org

Автоматический зонд Cassini, исследующий Сатурн и его окрестности, предоставил астрономам значительный массив интересной, а порой и весьма неожиданной информации. В частности, оказалась, что Сатурн окружен не только кольцами, но и спиралью.

Во-первых, сообщается в пресс-релизе Института космических исследований, ученые с удивлением обнаружили, что за четверть века, прошедшую с исторического облета Сатурна аппаратом «Вояджер», изменилась форма внутреннего (ближайшего к планете) кольца D. Некоторые участки этой системы спутников потускнели и сместились почти на 200 километров ближе к поверхности Сатурна. Таким образом, астрономы получили в свое распоряжение важную информацию, позволяющую оценить динамику и срок жизни частиц, входящих в состав кольца.

Во-вторых, в кольце G, радиус которого составляет 170 тысяч километров, обнаружен четко выделяющийся яркий сегмент (или «дуга»), очень похожий на феномен, зафиксированный аппаратом «Вояджер-2» у Нептуна. Вопрос о происхождении «дуги» пока остается открытым. Возможно, что она появилась благодаря гравитационному воздействию пока не известной астрономам «луны» или же вследствие столкновения двух метеоритов.

В-третьих, в кольце F, известном своими «узелками» и «бурунами», вызванными вкраплениями сравнительно крупных астероидов, обнаружены призрачные «рюшечки», собранные в спиральные структуры, «струящиеся» вокруг планеты. Не исключено, что спирали образуются из-за периодических вхождений в кольцо крупных спутников Сатурна, которые вносят долговременные возмущения в его правильную форму. Кроме того, похожие спиральные образования обнаружены и в пределах главных колец Сатурна.

Коллекцию наиболее интересных снимков Сатурна, сделанных «Кассини», можно посмотреть здесь.