Космический телескоп «Хаббл» ищет место для лунной базы

На этом мультиспектральном снимке, сделанном с борта исследовательского зонда «Клементина», хорошо виден кратер Аристарх (голубоватое пятно) и выброшенная при его образовании пыль и многочисленные обломки. Фото с сайта www.newscientistspace.com

Американские специалисты, выбирающие на поверхности Луны наиболее подходящее место для основания исследовательской станции, привлекли к решению этой задачи орбитальный телескоп «Хаббл». Его ультрафиолетовый спектрометр способен определять спектральные характеристики лунных объектов поперечником всего 50 метров.

По словам планетолога Брюса Хэпка (Bruce Hapke) из Питсбургского университета, в настоящее время занятые в программе исследователи оценивают, насколько полезным может оказаться космический телескоп для поиска лунных минеральных ресурсов. Главным образом, Хэпка и его пятерых коллег интересует вопрос о возможности дистанционной разведки открытых залежей ильменита — титанистого железняка, присутствующего в лунном грунте.

Железо и титан, входящие в состав этого минерала, можно использовать для получения конструкционных материалов. При нагревании ильменит выделяет кислород, необходимый для дыхания, а также водород и гелий, которые он адсорбирует из солнечного ветра. Ильменит был обнаружен на поверхности Луны экспедициями «Аполлон-15 и -17» в 1971–72 годах. Районы, где высаживались астронавты, ученые используют для калибровки и для оценки эффективности «Хаббла» в делах лунной геологоразведки.

Третий район, который исследует космический телескоп, — 42-километровый кратер Аристарх. Он расположен вблизи лунного экватора на краю огромного плато, которое возвышается на два километра над обширной лавовой равниной. Удар метеорита выбросил вещество, как с плато, так и с лавовой равнины. Более ранние наблюдения в видимом и ближнем инфракрасном диапазоне, выполненные автоматическим зондом «Клементина», указывают на то, что в этом районе могут находитьмся открытые выходы пород, которые интересуют будущих строителей лунной базы.

Брюс Хэпк отмечает, что для данной тематики вряд ли было бы выделено наблюдательное время на космическом телескопе, если бы не объявленная президентом Бушем программа "The Vision for Space Exploration", в рамках которой в 2018 году планируется возобновление пилотируемых полетов на Луну.

Результаты наблюдений должны быть опубликованы в начале октября 2005 года, сообщает New Scientist SPACE.