Обнаружен ген, контролирующий развитие туберкулеза

За время, которое пройдет с момента заражения этой бактерией до начала развития туберкулеза, отвечает ген NRAMP1. На фото — Mycobacterium tuberculosis (изображение с сайта biology.kenyon.edu)

Исследователям из монреальского Медицинского центра при Университете Макгилла удалось выделить ген, управляющий скоростью развития и течения туберкулеза.

Таким образом, пишет агентство UPI (цитируется по сайту Science Daily), ученые получили возможность по-новому взглянуть на механизм развития такого неприятного заболевания, как туберкулез.

По словам молекулярного генетика Эрвина Шурра (Erwin Schurr), микобактериями туберкулеза (Mycobacterium tuberculosis) заражен каждый третий житель планеты, но лишь 5-10% из этого огромного количества носителей действительно заболевают туберкулезом. Остальным как-то удается удерживать болезнь в «спящем» состоянии. Теперь ученые обнаружили ключ, запускающий этот механизм.

Ученые остановили свой взгляд на гене NRAMP1, про который уже известно, что он имеет отношение ко многим болезням, включая такие непохожие, как проказа и ревматоидный артрит.

«Мы обнаружили, что варианты (аллели) гена NRAMP1 контролируют скорость развития туберкулеза, а также то, разовьется ли вообще эта болезнь, — говорит Эрвин Шурр. — Мы впервые сталкиваемся с тем, что ген может управлять временем, которое проходит от момента заражения до начала болезни».

Кроме того, определенные факторы могут ускорять развития туберкулеза. Так, если человек заражен одновременно туберкулезом и ВИЧ, обе болезни прогрессируют значительно быстрее.

Работа опубликованы в свежем номере издания Proceedings of the National Academy of Science.