Поющие крылья увеличивают подъемную силу самолета


Йен Салмон, разработчик «поющих крыльев» (фото с сайта www.unsw.edu.au)
Йен Салмон, разработчик «поющих крыльев» (фото с сайта www.unsw.edu.au)

Оснащение крыльев легкомоторных летательных аппаратов пьезоэлектрическим пластиком, издающим низкочастотный гул при подаче на него напряжения, может значительно увеличить их подъемную силу на малых скоростях, уменьшая риск катастрофы.

По данным Федеральной авиационной администрации США, каждая четвертая катастрофа с участием легкого самолета (то есть способного взять на борт не более восьми пассажиров) происходит из-за опасной потери скорости, когда летательный аппарат срывается в штопор вследствие ошибки пилота, вышедшего на критический угол атаки (обычно свыше 15-20 градусов по отношению к воздушному потоку), или же из-за слишком быстрого сброса оборотов двигателя при заходе на посадку. Потеря скорости вызывается мгновенным нарастанием турбулентности, из-за чего плотный поток воздуха, поддерживавший крылья самолета, неожиданно «разрывается», самолет проседает в яму, наклоняется и — ныряет вниз, что на малых высотах чревато гибелью аппарата и его пассажиров.

Австралийский инженер Йен Салмон (Ian Salmon), работающий в авиакомпании Qantas Airways, заинтересовался этой проблемой и обнаружил, что если крыло покрыть специальным пьезоэлектрическим пластиком и заставить его вибрировать, то на некоторых частотах зона турбулентности значительно отодвигается, а подъемная сила крыла — увеличивается. Испытания, проведенные Салмоном в аэродинамической трубе, показали, что синусоидальный тон с частотой около 400 герц повышает подъемную силу на 22% по сравнению с «не озвученным» крылом. Исследование было проведено в Университете Южного Уэльса (Австралия).

Помимо повышения безопасности полетов, пишет New Scientist, такая «озвучка» имеет еще одно серьезное преимущество — снижение площади крыла, ведущее к снижению взлетной массы и лобового сопротивления летательного аппарата, а также пропорциональному повышению его экономичности. Единственный недостаток такой схемы заключается, пожалуй, в том, что неожиданное отключение электроэнергии, вызванное гибелью генератора и резервного аккумулятора, не оставит пилоту вообще никаких шансов. С другой стороны, вероятность такого события, как показывает практика, гораздо ниже вероятности гибели самолета из-за ошибки пилота.

<< Назад