Три известных паразита «работают» на одном генетическом ядре

Неизлечимая болезнь Шагаса, вызываемая паразитом T. cruzi (на фото), может заканчиваться инвалидностью и даже смертью (фото с сайта www.fiocruz.br)

Расшифровка геномов трех смертоносных паразитов, ежегодно угрожающих жизни и здоровью полуммиллиарда человек по всему миру, показала, что все они имеют практически одинаковое генетическое ядро.

Речь, как сообщает Scientific American со ссылкой на журнал Science, идет о паразитах, ответственных за развитие африканской сонной болезни (T. brucei), болезни Шагаса (T. cruzi) и лейшманиоза (Leishmania major). Ученые надеются, что полученные ими результаты позволят создать новые лекарства и вакцины, необходимые для борьбы с этими тремя группами паразитов, поскольку теперь им будет гораздо проще идентифицировать гены, имеющие критическое значение для выживания этих паразитов.

Хотя симптомы вызываемых ими болезней весьма различны, все три паразита относятся к семье Trypanosomatidae и, соответственно, очень похожи друг на друга внешне при изучении под микроскопом. Как оказалось, помимо внешнего сходства, существует и сходство внутреннее: 70% ДНК этих паразитов приходится на так называемую группу TriTryps, в состав которой входят 6200 генов. Уникальные для них гены, которыми различаются три группы паразитов, находятся, как правило, ближе к концам хромосомных цепочек.

Теперь ученые, в терапевтических целях, сконцентрируют свое внимание на генах, общих для всех трех групп паразитов, но отличающихся от генов человека.

См. также:
Three Deadly Parasites Have Common Genetic Core; Studies May Help Target New Drugs To Fight Them — пресс-релиз Института геномных исследований в Роквилле, 14.07.2005
Researchers at University of Georgia provide first look at protein expression in Chagas Disease—causing parasites — пресс-релиз Университета Джорджии, 14.07.2005