Полеты шаттлов — причина образования загадочных облаков над Антарктикой

Возможно, что именно эффектные запуски космических кораблей ведут к появлению в мезосфере не менее эффектных серебристых облаков (фото с сайта antwrp.gsfc.nasa.gov)

Группа международных экспертов пришла к выводу, что причиной появления над Антарктикой странных облаков являются выхлопные газы, которые оставляют за собой американские корабли многоразового использования.

Совместное исследование, проведенного по заказу Военно-морской исследовательской лаборатории США (NRL) и NASA (его результаты были опубликованы 6 июля в журнале Geophysical Research Letters), основывалось на анализе последнего полета космического челнока Columbia, погибшего 1 февраля 2003 года во время схода с орбиты.

После того как 16 января 2003 года корабль с семью членами экипажа на борту был отправлен в космос, над Антарктикой сформировался массив серебристых облаков, расположившийся на 80-километровой высоте — явление само по себе достаточно необычное, а потому — привлекшее к себе внимание. Как показали данные, полученные с принадлежащего NASA спутника TIMED (Thermosphere, Ionosphere, Mesosphere, Energetics and Dynamics), частицам воды и химических веществ, содержащимся в выхлопе челнока, потребовалось всего два дня, чтобы достичь Южного полюса. Ученые считают, что именно это и привело к резкому росту количества серебристых облаков, зафиксированных над Антарктикой в течение южного полярного лета 2002–2003 года.

Главным доказательством в пользу «аэрокосмической» теории увеличения количества серебристых облаков можно считать наблюдение атомов железа, обнаруженных в небе над Антарктикой через четыре дня после запуска шаттла. Поскольку никаких «естественных» источников железа в атмосфере нет, занятые в проекте исследователи полагают, что виновник — маршевый двигатель шаттла, активно выбрасывающий в атмосферу не только водяной пар, но и пары железа. Кстати, столь небольшой отрезок времени, потребовавшийся выхлопным газам космического челнока, чтобы добраться до Антарктиды, свидетельствует о том, что все последние годы ученые, мягко говоря, недооценивали силу и скорость воздушных течений, циркулирующих в южном направлении.

По всей видимости, это исследование частично снимет обвинения в росте количества серебристых облаков с производителей парниковых газов и переложит их на плечи стран-участниц космического клуба, регулярно запускающих в небо большие и малые ракеты-носители, вносящие свой посильный вклад в загрязнение атмосферы отработанным топливом, сообщается в пресс-релизе Военно-морской исследовательской лаборатории США.