На Марсе жизни не было и нет

На инфракрасной фотографии, сделанной Mars Odyssey, богатые оливином камни выглядят пурпурными и фиолетовыми (фото с сайта www.newscientist.com)

Судя по количеству обнаруженного на Марсе оливина — минерала, легко вступающего в реакцию с водой, — последние остатки воды улетучились с поверхности Красной планеты около трех миллиардов лет назад.

Более того, еще одно исследование, проведенное американскими геологами, заставляет предположить, что небольшая примесь метана, обнаруженная не так давно в марсианской атмосфере, является не продуктом жизнедеятельности бактерий, успевших развиться в те времена, когда климат на планете был еще не столь суров, а следствием вялотекущей реакции все того же оливина с подземными водами.

Как известно, оливин — один из первых минералов, кристаллизующихся из океанов лавы, вытекающих на поверхность планеты в годы ее бурной юности. Между тем, по мере того, как температура атмосферы охлаждается и в ее составе появляется вода, оливин быстро вступает в химическую реакцию и превращается в другие минералы, например в серпентин. В ходе этой реакции в атмосферу активно выделяются водород, избыточное тепло и... метан — пока единственный аргумент в пользу существования жизни на Марсе.

Тот факт, что космический зонд NASA Mars Odyssey обнаружил в районе Большого Сырта поверхностные залежи оливина в возрасте около трех миллиардов лет и общей площадью порядка 113 тысяч квадратных километров (что сравнимо с площадью Литвы и Латвии вместе взятых), заставляет предположить, что дождей на Марсе не был уже довольно давно. А может быть, не было вовсе. Еще недавно эксперты NASA, полагавшиеся на данные, полученные с более старого аппарата Mars Global Surveyor, считали, что площадь месторождения вчетверо меньше, пишет New Scientist.

Полушарие Большого Сырта (изображение с сайта nssdc.gsfc.nasa.gov)

Мозаичное изображение полушария Большого Сырта из ста инфракрасных и ультрафиолетовых снимков, сделанных «Викингом 1» в 1980 году. Большая ярко-желтая круглая область слева вверху — пустыня Аравия. Темная область справа — равнина Большой Сырт; темный цвет может быть результатом излившейся базальтовой лавы. Справа от Сырта — древний ударный лавовый бассейн желтого цвета, — равнина Исиды. Книзу от центра изображения, внизу и справа отмеченный черными пятнами, — 470-километровый кратер Гюйгенса (изображение с сайта nssdc.gsfc.nasa.gov)

По мнению геолога Фила Кристенсена (Phil Christensen) из Аризонского университета, его интерпретация полученных с борта Mars Odyssey данных не противоречит появившимся ранее сведениям об обнаружении на Марсе минералов, образующихся только в присутствии воды. С его точки зрения, такие минералы — одно из доказательств того, что на Марсе случались локальные наводнения, когда вода, скованная в полярных шапках планеты, все-таки таяла и заливала низинные районы.

Что же касается метана, то, по словам геолога Мукула Шарма (Mukul Sharma) из Дартмутского колледжа (Нью-Гемпшир, США), подземные залежи оливина, находящиеся в верхних десяти километрах оболочки Марса, вполне способны производить этот газ, вступая в реакцию с подземными же водами планеты (Geophysical Research Letters, vol 32, L10203).