На поверхности Титана обнаружено странное пятно

Яркое пятно на поверхности Титана (фото с сайта www.nasa.gov)

Астрономам пока не ясна природа огромного необычно яркого пятна, обнаруженного космическим аппаратом Cassini к юго-востоку от светлого образования на поверхности Титана — области Ксанаду.

Яркость пятна, которое в самой широкой своей части простирается почти на 500 километров (для сравнения: диаметр Титана 5150 км), может объясняться высокой температурой — вследствие недавнего столкновения Титана с крупным астероидом либо из-за выхода теплой смеси водяного льда и аммиака, выжатой на поверхность Титана из недр ледяного вулкана. Среди прочих версий, как сообщается в пресс-релизе американского Института космических исследований, рассматривается, в частности, присутствие на поверхности спутника Сатурна неких «необычных материалов».

Пятно на Титане было обнаружено космическим аппаратом Cassini с помощью установленного на его борту картографического ИК-спектрометра сначала в видимом (в декабре 2004-го и феврале 2005 года), а затем и в инфракрасном (31 марта и 16 апреля) диапазонах. В первом случае аппарат зафиксировал яркий полукруг шириной около 550 километров. По мнению доктора Альфреда Макъюина (Alfred McEwen), речь идет об одном и том же феномене, возникшем сравнительно недавно. Правда, доктор Макъюин пока затрудняется назвать причину возникновения этого феномена: это может быть и результат близкого знакомства Титана с метеоритом, и последствия осадки грунта, а может быть — продукт действия криовулканических сил или даже какой-то атмосферный процесс.

Яркие пятна на Титане замечались и ранее, однако все они были сравнительно недолговечными и исчезали или изменяли свое положение в течение нескольких часов, а также имели разные спектральные характеристики. Что же касается этого пятна, то оно демонстрирует поразительную устойчивость и в смысле цвета,и в смысле местопложения.

Сотрудник из Университета Аризоны Джейсон Барнс (Jason Barnes) считает, что речь, в частности, может идти о большом облаке, по какой-то причине застрявшем над одной областью спутника Сатурна. Вполне возможно, что его формирует какая-то топографическая достопримечательность. Например — небольшой горный массив или какой-нибудь разлом в коре планетоида, из которого интенсивно выходит разогретый пар.

Возможно, ясность в этот вопрос будет внесена 2 июля 2006 года. В этот день Cassini пролетит над ярким пятном, когда оно будет находиться на ночной стороне Титана.