Из жизни экзопланет: хвост виляет собакой

Спутник MOST (изображение с сайта www.astro.ubc.ca)

Внимательно исследовав одну из недавно открытых экзопланет (то есть планет за пределами Солнечной системы), американо-канадская группа астрономов обнаружила любопытную деталь: обращаясь вокруг своего солнца, планета тащит за собой внушительных размеров «хвост», тянущийся из внешней оболочки звезды.

Открытие было сделано с помощью канадского спутника MOST (Microvariability and Oscillations of Stars). Этот миниатюрный космический аппарат размером с коробку из-под 30-дюймовой плазменной панели и весом всего 60 килограмм оснащен телескопом с 15-сантиметровой линзой и уникальной системой стабилизации, позволяющей нацеливаться на объект наблюдения с точностью до десяти угловых секунд, что на два порядка превышает аналогичные характеристики других «микроспутников».

В данном случае объектом наблюдения стала экзопланета, вращающаяся вокруг звезды Тау Волопаса А. Масса этого газового гиганта в 3,5 раза превышает массу Юпитера, но при этом радиус его орбиты примерно в 8 раз меньше, чем у Меркурия, а период обращения составляет всего 3,3 земных дня. Результаты наблюдения, как пишет журнал New Scientist, цитируя слова руководителя проекта MOST Джейми Мэттьюза (Jaymie Matthews), показали, что яркость звезды изменяется с таким же 3,3-дневным периодом.

По мнению господина Мэттьюза, гравитационное поле планеты настолько сильно, что оно буквально вырывает из внешней оболочки Тау Волопаса А раскаленный газ. Конечно, «хвост» — это преувеличение, однако компьютерная модель, которую можно загрузить с сайта New Scientist, показывает, что в верхней атмосфере звезды действительно крутится огромных размеров пятно, точно следующее за вращающимся вокруг нее газовым гигантом.

Сделанное американо-канадской группой открытие подкрепляет сравнительно недавно высказанную гипотезу о том, что температура на поверхности звезды может повышаться благодаря взаимодействию ее магнитного поля с магнитным полем вращающейся вокруг нее планеты. Как выразился по этому поводу астроном Гильермо Торрес (Guillermo Torres) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра, «у нас появилось доказательство того, что планеты действительно взаимодействуют со своими звездами в степени, еще недавно представлявшейся нам невероятной».

Судя по данным наблюдений MOST, яркость Тау Волопаса А изменяется примерно на несколько десятых процента, что позволяет предположить, что звезда отличается повышенной магнитной активностью, а на ее поверхности образуются пятна, схожие с «родинками» на поверхности нашего Солнца. То есть звезда еще сравнительно молода (ей всего несколько сот миллионов лет) и отличается «буйным» характером.

Правда, как говорит Джейми Мэттьюз, потребуется еще какое-то время, чтобы определить точный возраст звезды, поскольку ее повышенная активность может объясняться не только молодостью, но и «катализирующим» эффектом, вызванным присутствием в непосредственной близости от нее тяжелого газового гиганта. Установив приблизительный возраст звезды, астрономы смогут ответить и на другой вопрос: сколько времени требуется газовому гиганту (а эти планеты, по всей видимости, образуются на достаточно большом расстоянии от материнской звезды), чтобы проделать такой большой путь и вернуться под крыло родного солнца.

Андрей Столяров