Рядом с центральной черной дырой обнаружена группа молодых звезд

Центральная черная дыра (изображение с сайта www.nasa.gov)

Американские астрономы из Калифорнийского института обнаружили небольшую группу молодых звезд, находящихся в опасной близости от гигантской черной дыры в центре нашей Галактики.

Это всего лишь вторая такая группа, замеченная астрономами в окрестностях центральной черной дыры. Первая группа, как сообщает New Scientist, была найдена два года назад на расстоянии всего 0,7 светового года от черной дыры. Исследователи пока затрудняются назвать причины появления в этих неприветливых местах звездных скоплений: ведь гигантское гравитационное поле должно было просто разорвать облака газа и пыли, из которых формируются звезды. Скорее всего, звездное скопление сформировалось гораздо дальше, однако постепенно мигрировало в сторону центра Галактики, удерживаемое изнутри черной дырой среднего размера.

Вновь обнаруженная группа из пяти молодых звезд-«камикадзе» находится еще ближе от центральной черной дыры — на расстоянии всего лишь 0,26 светового года. Открытие было сделано группой Джессики Лу (Jessica Lu) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе с помощью телескопа Keck I, установленного на Гавайях. Звезды, по-видимому, образовались всего около 10 миллионов лет назад, и не похоже, чтобы их удерживала изнутри меньшая по размеру черная дыра.

Джессика Лу полагает, что скопление могло образоваться неподалеку от сверхмассивной черной дыры несмотря на сильную гравитацию, излучение, давление и жару. «Либо процесс формирования звезд совсем не такой, как мы сейчас его себе представляем, — говорит она, — либо эти звезды — остатки более крупного звездного скопления, которые по спирали затягивает в черную дыру».

Более подробно о результатах наблюдений можно прочитать в Astrophysical Journal Letters (vol. 625, p. 51).