Причиной камней в почках могут быть нанобактерии из облаков

Нанобактерия строит вокруг себя кальций-фосфатный панцирь (фото с сайта www.wired.com)

Доктор Андрей Зоммер (Andrei P. Sommer) из Ульмского университета (Германия) и его коллега профессор Чандра Викрамасингх (Chandra Wickramasinghe) из Кардиффского университета (Великобритания) полагают, что микроорганизмы, вызывающие ряд серьезных заболеваний, перемещаются с облаками и даже играют решающую роль в их образовании.

Как сообщает nanotechwire.com, речь идет о так называемых нанобактериях — чрезвычайно маленьких микроорганизмах, обитающих везде, где может существовать жизнь, — даже в стратосфере.

Нанобактерии были открыты в 1988 году финским биохимиком Олави Каяндером (Olavi Kajander). Это сферические белковые образования размером 20–200 нанометров — в 100 раз мельче бактерий и меньше даже, чем некоторые вирусы. До сих пор нет полной уверенности, что это форма жизни — однако ряд экспериментов продемонстрировал, что нанобактерии способны воспроизводить себя. Были также получены косвенные подтверждения того, что нанобактерии могут вырабатывать ДНК и РНК, однако выделить эти молекулы пока не удалось.

Нанобактерии отнюдь не безобидны. По мнению исследователей, эти организмы могут играть определенную роль в возникновении камней в почках, некоторых заболеваний сердца и в развитии СПИДа. В частности, как пишет Wired, Каяндер и его коллега Нава Чифтчиоглу (Nava Ciftcioglu) еще в 1998 году выяснили, что обосновавшиеся в почечной клетке нанобактерии строят вокруг себя кальций-фосфатные панцири, которые растут подобно жемчужине внутри моллюска, провоцируя образование камней.

Как показали экспериментальные исследования, нанобактерии легко исторгаются из тела носителя вместе с мочой и попадают в почву, «после чего их распыление в атмосфере и стратосфере представляется неизбежным», утверждает доктор Зоммер. Перемещаясь вместе с воздушными массами, покрытые клейкой протеиновой оболочкой микроорганизмы оказываются великолепным «конденсатором облаков». Периодически проливаясь на землю вместе с дождем, нанобактерии заражают все новые и новые территории, принося с собой новые болезни.

Кстати, как сообщает сайт Science a GoGo, эксперименты, проведенные NASA, показали, что в условиях невесомости нанобактерии размножаются в пять раз быстрее, чем на Земле. Так что вполне возможно, что нанобактериям еще только предстоит пережить период своего расцвета. Вместе с человеком, разумеется.