У Млечного пути появился новый сосед

Карта Большой медведицы. Месторасположение новой карликовой галактики отмечено крестиком (иллюстрация с сайта skyandtelescope.com)
Созвездие Большой медведицы. Новая карликовая галактика отмечена крестиком (иллюстрация с сайта skyandtelescope.com)

Взглянув более пристально на созвездие Большой медведицы, астрономы обнаружили, что по соседству с Млечным путем обитает еще одна, уже тринадцатая по счету, карликовая галактика. Ее так и назвали — Галактика Большой медведицы.

Галактика Большой медведицы простирается всего на 1600 световых лет, а ее общая светимость лишь в 40 тысяч раз превышает солнечную, что делает ее самой «тусклой» из всех звездных систем, обнаруженных до настоящего времени. Если учесть, что состоящая из нескольких десятков тысяч звезд Галактика Большой медведицы отстоит от нас примерно на 350 тысяч световых лет, неудивительно, что обнаружили ее только сейчас: все эти мириады звезд просто теряются на фоне сияния Млечного пути.

По мнению Бет Уилман (Beth Willman), возглавляющей группу ученых из Нью-йоркского университета, обнаружившую новую галактику, вблизи нашей Галактики теоретически могут существовать еще несколько карликовых конгломератов, пока невидимых вследствие несовершенства земных приборов.

Галактика, как сообщает Sky & Telescope, была обнаружена в ходе анализа данных, собранных в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey. Участниками этого проекта являются научные заведения США, Японии и Южной Кореи. Уилман и ее коллеги обратили внимание на некоторый «переизбыток» красных гигантов в 6° к юго-западу от ковша Большой медведицы. Последующие наблюдения в начале марта с использованием 2,5-метрового телескопа Isaac Newton, размещенного на Канарских островах, подтвердили наличие необычно большого количества тусклых звезд в этом районе звездного неба. Цвет и яркость обнаруженных в новой галактике звезд позволили уточнить расстояние до нового объекта — 350 тысяч световых лет. Предполагаемый возраст Галактики Большой медведицы составляет около 13 миллиардов лет.

В своей работе, предложенной для публикации в Astrophysical Journal Letters, госпожа Уилман и ее группа подчеркивает, что Галактика Большой медведицы обнаружена почти на пределе чувствительности исследовательской аппаратуры, что позволяет предположить наличие десятков других карликовых галактик, «роящихся» вокруг Млечного пути.

Любопытно, что сделанное госпожой Уилман открытие подкрепляет позиции сторонников теории существования невидимой «темной материи», считающих, что Вселенная страдает «дефицитом массы» и списывающих этот дефицит на «темные объекты». В соответствии с некоторыми следствиями этой гипотезы, вокруг Млечного пути и других крупных галактик Вселенной должны быть разбросаны десятки и сотни более мелких образований, существование которых до недавнего времени считалось весьма проблематичным.