Врачи поднимутся на Эверест, чтобы провести эксперименты на себе

Эксперименты на высоте 8 тыс. м в сильно разреженном воздухе в будущем помогут выжить пациентам палаты интенсивной терапии. Фото с сайта www.ucl.ac.uk

Эксперименты на высоте 8 тыс. м в сильно разреженном воздухе в будущем помогут выжить пациентам палаты интенсивной терапии. Фото с сайта UCL

Эксперименты в горной «зоне смерти», возможно, будут вписаны в историю медицины. О готовящемся восхождении врачей на Эверест рассказывает корреспондент британской газеты «The Guardian» Дэвид Адам.

Это самое высокое и неприступное место на Земле. В так называемой «зоне смерти», на высоте 8 тыс. метров обледеневшая Южная седловина Эвереста является для многих альпинистов последним препятствием перед вершиной и последним местом, которое видят те, кому не повезло.

Она может стать местом демонстрации британской смелости, изобретательности и эксцентричности, когда туда поднимутся врачи из лондонского University College (UCL) c велотренажерами.

Группа из семи человек вчера объявила о планах подняться на Эверест и провести эксперименты на себе, чтобы выяснить, как человеческий организм справляется с экстремальными условиями. Врачи считают, что экспедиция даст важную информацию, которая поможет объяснить, как организм реагирует на разреженный воздух.

Они надеются, что результаты экспериментов с тренажерами и анализы крови, впервые взятые на вершине Эвереста, помогут лечить пациентов с серьезными заболеваниями и травмами.

Глава экспедиции Майк Грокотт, специалист по интенсивной терапии, совершивший более 30 восхождений на высоту, превышающую 5 тыс. метров, сказал: «Если вы подниметесь на вершину Эвереста без акклиматизации, через две минуты вы потеряете сознание, и вскоре за этим последует смерть. Акклиматизация позволяет человеку выжить в самых экстремальных условиях, но этот процесс мало изучен. Наша цель — исследовать жизнь на пределе».

Грокотт является одним из директоров центра медицины авиации, космонавтики и экстремальных условий при University College. В группу входят также скайдайвер Хью Монтгомери, возглавляющий исследовательскую группу сердечно-сосудистой генетики; Роджер Макморроу, конструктор новой системы искусственного дыхания, которую предстоит испытать на Эвересте; и Сандип Диллон, терапевт и опытный альпинист.

Специалист по космосу Кевин Фонг и специалист по нырянию Денни Леветт будут обеспечивать альпинистам медицинскую поддержку.

На большой высоте уровень кислорода в крови падает до такой степени, что многие люди не могут выжить, если им немедленно не помочь. То же самое происходит с пациентами отделения интенсивной терапии. А поскольку одни люди справляются с большой высотой лучше, чем другие, или легче акклиматизируются, некоторые пациенты поправляются в случае травмы лучше других.

Монтгомери сказал: «Если мы поймем, как некоторым пациентам удается справляться с низким уровнем кислорода и почему у других это не получается, мы сможем существенно увеличить процент выздоровлений».

Кислорода в организме очень мало даже у здоровых людей, находящихся на уровне моря. Хотя в воздухе, которым мы дышим, 20% кислорода, в организме он растворяется примерно до 0,1% на клеточном уровне.

«Даже сейчас все мы балансируем на грани от нехватки кислорода, — сказал Монтгомери. — А что происходит, если человек заболевает пневмонией или птичьим гриппом, если его сбивает такси, если что-то идет не гладко во время беременности? Уровень кислорода в крови резко падает. В блоках интенсивной терапии мы ежедневно имеем дело с такими людьми».

Исследователи должны собрать до 1 млн фунтов, чтобы финансировать экспедицию Xtreme Everest, намеченную на весну 2007 года.

По их словам, исследования в камере с низким давлением на уровне моря не дадут такой ценной информации, какую можно получить на Эвересте. К тому же круглосуточная работа камеры и сотрудников на протяжении нескольких недель обойдется дороже.

Ученые создадут высотные лаборатории, состоящие из велотренажеров, приборов для исследования дыхательной функции и других аппаратов.

Поскольку вертолеты не могут летать в разреженном воздухе, ученым придется нести оборудование на себе. Они уже привлекли инженеров к созданию легких велотренажеров.

История медицины знает множество случаев, когда ученые по собственной воле выступают в роли подопытных животных.

Нигерийский иммунолог Джеремия Абалака настолько уверен в своей вакцине против ВИЧ, что, по его словам, привил самого себя, а затем шесть раз вводил себе кровь, инфицированную ВИЧ. Он утверждает, что не заразился и даже изобрел лекарство, которым вылечил 20 носителей вируса. Статья Абалаки в сентябре была опубликована британским журналом Vaccine, но отношение к его работе неоднозначное.

Стремясь доказать свою гипотезу о том, что пеллагра, при которой шелушится кожа, возникает понос и помрачение рассудка, не заразна и является следствием плохого питания, американец Джозеф Голденберг в начале XX века ел кожу и экскременты больных.

Меньше повезло Джону Хантеру, английскому анатому и хирургу XVIII века, который ввел себе венерический гной. У него быстро развились симптомы гонореи и сифилиса, мучившие его остальные 15 лет жизни.

Австралийский врач Барри Маршалл в 1984 году выпил фляжку воды с бактериями Helicobacter pylori, чтобы доказать, что они вызывают язву желудка.

Одной из самых известных историй является эксперимент, проведенный в 1900 году врачами, прикомандированными к американским войскам на Кубе. Чтобы проверить гипотезу о том, что переносчиками желтой лихорадки являются комары, ученые во главе с военным хирургом Уолтером Ридом подставляли свои руки под укусы комаров, напившихся крови больных желтой лихорадкой. Один из добровольцев, Джесс Лейзер, умер от этого заболевания, еще двое заразились, но выжили. Открытие приписали Риду, хотя впоследствии историки выяснили, что он не участвовал в эксперименте и исчез в день, когда его проводили.

«Инопресса»