<< Содержание >>

Вместо заключения

Сюжеты, рассмотренные в этой книге, объединяет то, что все они имеют отношение к теме жизни. Эта тема прямо не называется и реализуется через вариации, которыми так богата урало-алтайская мифология. Вряд ли подобный подход к осмыслению мира можно считать примитивным. Напротив, он свидетельствует об ощущении многоликости мира и в то же время - его сущностного единства. Как мы могли убедиться, модель мира строится в урало-алтайской мифологии на признании необходимости его движения, а оно немыслимо без последовательной смены нескольких состояний. Переход от одной фазы бытия к другой обязательно акцентируется, и бытие предстает серией аккордов, взятых в разных тональностях, но разрабатывающих одну и ту же тему.

Ритм гармонизирует Вселенную независимо от того, осознается ли он людьми. Будучи же услышанным и воспринятым, он становится действенным инструментом познания и общественного самосознания. Внимание к ритму становится одной из доминант традиционного мироощущения, ибо различение сущностей подводит общество к пониманию качественной неоднородности мира.

Основной ценностью для человека является промежуток бытия, лежащий между его земным рождением и смертью, но общество понимает земную жизнь лишь как одну из фаз бесконечного круговорота. Все эти фазы связаны в единую цепь, разорвать которую человек не может (да и не хочет), ибо не видит возможности абсолютного исхода; по словам М. М. Бахтина, смерть не может быть завершением данного смыслового ряда. Ритм бытия не может оборваться со смертью конкретного человека, и последний аккорд эхом отдается в последующем рождении.

<< Содержание >>