<< Содержание >>

11. Бегство Агни, бога огня

(Этот миф находим уже в "Ригведе", в гимне-диалоге между Агни и Варуной в кн. X. Различные версии его излагаются в ведийской литературе и в "Махабхарате" кн. V и XIII; в эпической версии Агни проклинает лягушек.)

Восемь блистательных богов появились на свет на исходе творения. Их знают под именем Васу, что значит Благодетельные (или Блистательные)*. Говорят, что они изошли из пупа Брахмы. Имя старшего из них - Ахан, День (В других перечнях старшим из Васу называют Апа - воплощение вод.), второго - Дхрува - он стал владыкой Северной Звезды**, третьим был Сома, ставший богом луны***, четвертый из Васу - Дхара, Опора Земли, пятый - прекрасный Анила, прозываемый также Ваю, Ветер, шестой - Анала, он же Агни, Огонь, седьмой - Пратьюша, Рассвет, восьмой - Дьяус, Небо****, он же Прабхаса, Сиянье. Агни был могущественнейшим из них, и он стал их предводителем; но все они слывут свитой Индры, царя богов, коего часто именуют поэтому - Васава, Владыка Васу.

*(Эта группа богов первоначально, очевидно, находилась на периферии ведийского пантеона; боги Анила и Анала не идентифицировались с главными божествами ветра и огня - Ваю и Агни - и позднее нередко от них отграничиваются. Агни в пуранах именуется обычно сыном Ангираса (хотя в кн. III "Махабхараты" говорится об Ангирасе как о приемном сыне Агни).)

**(Дхрува ("Твердый, Неколебимый") - в индийской астрономии название Полярной звезды. Иногда персонифицируется как земной царь, внук Ману, перенесенный за благочестие на небо.)

*** (Сома - первоначально олицетворение ритуального напитка или растения, из которого он приготовлялся (см. примеч. к № 4); в послеведийском пантеоне окончательно становится богом луны. Чаще именуется сыном Атри, иногда - сыном Дхармы или еще иначе.)

**** (Дъяус, Небо - одно из древнейших божеств ведийского пантеона и первоначально, видимо, его глава, соответствующий Зевсу греческой мифологии (имена их восходят к одному индоевропейскому прототипу). Однако уже в "Ригведе" культ Дьяуса-Неба, который постоянно ассоциируется с Притхиви-Землею ("всеобщие родители") в древнейших гимнах, находим на стадии угасания. Впоследствии он совсем исчезает из пантеона и появляется только эпизодически в "Махабхарате", где он причисляется к Васу. Его отождествляют с младшим братом Васу-Прабхасой.)

Агни
Агни

Когда Агни появился на свет, боги замыслили учредить жертвоприношение. И они хотели, чтобы Агни стал их жрецом, они хотели, чтобы он стал Возносителем жертвы (Возноситеяь жертвы (Хутаваха) - один из эпитетов Агни; имеется в виду ритуальная функция огня, на котором сжигают жертву; Агни "возносит" жертву к богам.). Но он устрашился: "Когда я вознесу жертву и догорит жертвенный огонь, кончится и жизнь моя". И он бежал от богов и спрятался в водах.

Но когда Агни скрылся, воспряли духом демоны, ибо не стало огней на земле, разгоняющих ночной мрак, и ночь была отдана демонам в безраздельное владение. "Мы должны найти Агни", - сказали боги и во главе с Варуной, владыкою ночи (Варуна, владыка ночи - в Ведах Варуна постоянно ассоциируется с ночью, так же как брат его Митра - с днем.) и владыкою вод, отправились на поиски. Рыба выдала богам местопребывание Агни - она была обеспокоена жаром, распространившимся в воде. В гневе Агни проклял ее - и силою его проклятия рыбы стали с той поры законной добычей людей, употребляющих рыбу в пищу.

Варуна воззвал к Агни: "Вернись! Ману, спасшийся от потопа, должен свершить жертвоприношение, чтобы продолжить человеческий род на земле. Кто же кроме тебя вознесет его жертву богам? Вернись, о Агни!" Агни возразил: "Уже гибли жертвенные огни на земле. Из страха гибели я бежал, как буйвол от стрелы охотника. Я вернусь, если вы дадите мне бессмертие".

Боги сказали: "Ты будешь нашим бессмертным жрецом, о Агни, такова милость Брахмы. Никогда не будет тебе ущерба при обряде, и жертва будет принадлежать тебе. И вселенная будет вечно почитать тебя". И Агни вернулся; вместе со своим братом Сомой он стал владыкою жертвоприношений.

<< Содержание >>