Мифологическая энциклопедия: Волкодлак
Волкодлак,
волколак, в славянской мифологии человек-оборотень,
обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Считалось
также, что колдуны могли превратить
в волков целые свадебные поезда. Исключительная архаичность этих представлений
явствует из того, что в других индоевропейских традициях (в частности,
хеттской) превращение жениха в волка связывается с распространённой формой
брака - умыканием (насильственным уводом невесты); ср. среднерус. диалектное
волк - «шафер со стороны жениха». Способностью превращаться в волка наделялись
эпические герои - серб. Змей Огненный Волк, др.-рус. Всеслав
(исторический князь Полоцкий, 11 в.), что свидетельствует о существовании
общеславянского мифологического героя-волка (подобного греч. Долону, др.-инд.
Бхиме, герм. Беовульфу и др.). Приметой
Волкодлака., как и героя-волка, по преданиям южных славян, является заметная
от рождения «волчья шерсть» (сербохорв. вучка длака, словен. vol?ja dlaka)
на голове (ср. тождественную др.-исл. примету - vargshar, «волчьи волосы»
оборотня). Это словосочетание позволяет объяснить народную этимологию названия
В.: сербохорв. вукодлак, влокодлак, словен. volkodlak, болг. вълколак,
върколак, старослав. влъкодлакъ, вурколакъ. Но наиболее древняя форма этого
названия, по-видимому, состояла из соединения названий волка и медведя
(прус. tlok - «медведь», литов. lokys, хетт. hartagga-, др.-исл.
art и др.), как в тождественных по смыслу др.-герм. именах: др.-исл. Ulfbiorn,
древневерхненем. Wulf-bero (ср. сочетание способностей становиться волком
и медведем в ряду 12 превращений, описанных древнерусской книгой «Чаровник»,
запрещённой церковью). Другим древним названием Волкодлака в славянском
языке было слово, образованное от глагола vudati, «знать»: укр. вiщун (вовкун),
«волк-оборотень», др.-чеш. vedi, «волчицы-оборотни», словен. vedomci, vedunci,
vedarci, «волки-оборотни»; о древности слова свидетельствует наличие родственных
названий волка: др.-исл. vitnir, хетт. uetna. Общеславянским является представление
о том, что Волкодлаки съедают луну или солнце при затмении («влькадлаци
луну изъдоше или слнце» в серб. рукописи 13 в., словен. solnce jedeno -
о затмении, чему есть соответствия в рус. «Начальной летописи» и в др.-чеш.
источниках). Считалось, что Волкодлак становился упырем,
поэтому рот ему после смерти зажимали монетой. В русской литературе тема
Волкодлака использовалась, начиная с Пушкина, который первым употребил
название для них - «вурдалак», и встречается позднее у других авторов (А.
К. Толстой и др.).
Волкодлак - в славянской мифологии воины-оборотни
из свиты Ярилы и Велеса.,
полулюди - полуволки.
Внешним признаком волкодлака является растущая на голове
волчья шерсть (длака), заметная уже при рождении. От нее и происходит данное
славянское наименование.
Мотив превращения человека в волка распространен в фольклоре
всех европейских стран, а так же Кавказа, что свидетельствует о глубокой
древности его происхождения.
Известен мотив превращения в волка при надевании волчьей
шкуры. Предполагалось, что при ее снятии происходило обратное превращение.
Человек мог стать волкодлаком и благодаря колдовству. В литовском фольклоре
подобных персонажей называли вилктаками. При этом считалось, что превращение
осуществляется при надевании заколдованного пояса (приевита) или перешагивания
(перекувыркивания) через пень в который был воткнут нож. Необходимо было
произнести соответствующий заговор: "Именем дьявола, да стану я волком,
серым, быстрым, как огонь".
По поверьям, волкодлак, как и настоящий волк, нападал
на людей и животных. В то же время известны рассказы о том, как заколдованный
человек стремится преодолеть силу колдовства, не причинять вред никому.
В этом случае он также отказывается есть сырое мясо.