Мифологическая энциклопедия: Упыри
Упыри - (рус.; укр. упирь, белорус. ynip, др.-рус. Упирь, болг.
въпиръ, вампир, чеш. и словац. upir, польск. upior; этимология неясна),
в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных; образ Упыря.
заимствован народами Западной Европы у славян (см. Вампир).
Согласно древнерусским поучениям против язычников, те клали требу (приношения)
Упырям и берегиням до того, как стали поклоняться
Перуну.
Согласно позднейшим поверьям, Упырями становится после смерти человек,
рождённый от нечистой силы или испорченный ею (ребёнка- Упыря можно узнать
по двойным рядам зубов), умерший, через гроб которого перескочила чёрная
кошка
(чёрт), чаще - нечистый («заложный») покойник, самоубийца, умерший неестественной
смертью, особенно колдун. По ночам Упырь встаёт из могилы и в облике налитого
кровью мертвеца или зооморфного существа убивает людей и животных, реже
высасывает кровь, после чего жертва погибает и сама может стать Упыреи;
известны поверья о целых селениях Упырей. В литературе, начиная с Пушкина,
Упырь неточно отождествляли с вурдалаками,
волком-оборотнем (см. Волкодлак).
Упыри низшие духи, демонологические существа. В "Слове об идолах" говориться
о древнем почитании славянами упырей. В народных представлениях - это злые,
вредоносные духи. Упыри (как и вампиры) высасывают кровь у людей и животных.
Их отождествляли с мертвецами, выходящими по ночам из могил, подкарауливающими
и убивающими людей и домашний скот.
По народным поверьям, упырями становились люди, умершие
"неестественной смертью" - насильственно убиенные, спившиеся пьяницы, самоубийцы
и т.п., а также колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов
и потому они вынуждены скитаться по миру и причинять вред живым. Подобных
покойников хоронили вне кладбища и подальше от жилья. Такая могила считалась
опасным и нечистым местом, ее следовало обходить стороной, а если приходилось
пройти мимо, следовало бросить на нее какой-либо предмет: щепку, палку,
камень или просто горсть земли. Для того, чтобы упырь не выходил из могилы,
его следовало "успокоить" - выкопать труп из могилы и проткнуть осиновым
колом.
А для того, чтобы умерший, не доживший "свой век", не превратился
в упыря, ему подрезали коленные сухожилия, чтобы не смог ходить. Иногда
на могилу предполагаемого упыря сыпали угли или ставили горшок с горящими
углями.
Специальным днем повиновения покойников у восточных славян
считался Семик. В этот день обязательно поминали и всех безвременно скончавшихся
родственников: некрещеных детей, девушек, умерших до вступления в брак.
Кроме того, в Семик принимали особые меры против заложеных покойников,
способных по преданию нанести вред человеку. В их могилы забивали осиновые
колья или острые металлические предметы.
В Семик устраивали захоронения тех, кто по тем или
иным причинам оставался непогребеным. Для них выкапывали общую могилу и
хоронили с молебном и отпеванием. Считалось, что иначе заложенные покойники
могут отомстить живущим, насылая на них различные бедствия: засуху, бурю,
грозу или неурожай.