Мифологическая энциклопедия: Сирены
Сирены
- В греческой мифологии полудевы - полуптицы, хищные красавицы
с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами, унаследовавшие
от матери-музы
(Мельпомены или Терпсихоры)
божественный голос, а от отца (Ахелоя.
бога пресных вод) дикий и злобный нрав. Число их колеблется от двух-трех
до целого множества. Они обитают на скалах, усеянных костями и высохшей
кожей их жертв, которых Сирены заманивают пением, сводящим
все живые существа с ума.
Сирены миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины,
унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы - божественный
голос. Число их колеблется от двух-трёх до целого множества. Они обитают
на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых
С. заманивают пением. С. ублажали некогда богиню Деметру
. Мимо острова Сирен проплыл Одиссей,
привязав себя к мачте корабля и залив воском уши своих товарищей . Когда
аргонавты
плыли мимо острова Сирен,
Орфей заглушил
их голоса своим пением и игрой на форминге (или лире); один из аргонавтов
Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой,
поселившей его в Лилибее . Сирен сближали с гарпиями
и керами; они воспринимались даже как музы иного
мира - их изображали на надгробных памятниках. В классической античности
дикие хтонические Сирены превращаются в сладкоголосых мудрых Сирен,
каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена
богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса (Plat.
R. Р. Х 617 b).
«Физиолог» (III в., образец для будущих бестиариев)
выхватил из гомеровской «Одиссеи» эпизод с сиренами и перетолковал по-своему:
«Нравоописатель сказал о сиренах, что они смертоносны. Водятся они в море
и поют песни приятным гласом. И моряки, которые проходят по тем местам,
когда слышат мелодию песен, настолько заслушиваются, что теряют
сознание, падают в море и погибают. А образ сирен до пупка женский,
другая же половина птичья. Таким же образом всякий «двоедушный человек
коварен во всех своих путях». Есть люди, которые идут в церковь, но от
грехов не удаляются. Входят в церковь в образе агнцев, а выходят в образе
скотов. Такие несут в себе пример сирен, сил супостата, которые ласкательством
прельщают души нетвердых».
Далее аналогия понятна. Одиссей на мачте-кресте
уподоблялся Христу, корабль — церкви, сирены — плотским желаниям. «Сердце
усладное пенье сирен бедоносных» стало прообразом мирских благ, губящих
душу. Только путы удерживали Одиссея (как и всякого доброго христианина)
от грехопадения и гибели для вечного спасения... Аллегория поддавалась
дальнейшему развитию. Три сирены суть алчность, гордыня и распутство. Корабль
— наше тело, кормчий, который засыпает и утопает,— душа.
Камертон разумения был найден: морские
блудницы будут осуждены. Не беда, что по описанию и Овидия, и Плиния греческие
сирены — полуженщины-полуптицы. От рукописи к рукописи они теряют крылья,
получают хвосты, расстаются с птичьими лапами... К XII столетию только
единичные авторы помнили об их «воздушном» прошлом.