Мифологическая энциклопедия: Мамон, Мамуна
Мамон, Мамуна - демоническое
существо бес; фантастический зверь, который обитает
под землей.
«Есть зверь мамонт необыкновенной величины, который ходит под землей
как под водою» (Нижегор.).
Упоминание о Мамоне беззаконном, мамонте насыльном и нахожем
— опасных демонических существах - встречается в заговорах и историко-литературных
памятниках. В «Молитве Архистратига Михаила от у скопу» ( конца XIX в.)
говорится о Мамонте — «бесе проклятом» <Черепанова, 1983>.
В апокрифах демонический персонаж Мамона
(Мамонт) (облик его подробно не описывается) — один из представителей «силы
бесовской», противостоящей Богу и ангелам. Этот
образ, по-видимому, возник вследствие народного переосмысления евангельского
образа мамоны (божества богатства). В русских говорах мамона ~ «имя божества
богатства у некоторых древних народов»; мамон во многих областях
России означает и «желудок, брюхо «мамонить» — «соблазнять, обжираться».
Служение «Мамоне неправедному искони противопоставлялось служению
Христу (ср. «Работати Мамоне непра-ведному» — «Слово Иоанна Златоустого
о играх и о плясании»).
В верованиях крестьян Сибири образ Мамоны — демонического
существа — слился с образом мамонта — огромного зверя: «Мамонт-зверь ходит
под землей, как рыба в воде; если выйдет в яр, то умирает» (Том.).
В народных поверьях мамонт — животное, обитавшее
на земле в стародавние времена. Нередко мамону представляют продолжающим
жить под землей и под водой, скрытно от глаз человеческих. Мамон наделяется
особой разрушительной (и созидательной) силой. Одним своим движением он
изменяет ландшафт, прокладывает русла рек и т. и.
«Мамонты жили только спервоначалу века
— очень недолго. От них пошли зеки и речки. Куда мамонт идет, туда по его
следам протекали большие реки; куда он глазом кинет, оттуда зачинались
мелкие речки и ключи. Теперь мамонты живут под землею» (Енис.).
В окрестностях Семипалатинска рассказывали, что мамонт
был громадным животным — «не мог даже от тяжести носить своего тела. Тогда
он сбросил в себя часть тела и из этой части образовался рябчик. Мясо мамонта
было белое. Этот же цвет передался и рябчику».
Образ «всемогущего зверя мамонта» рисует записанный
в Нижегородской губернии заговор «на Мамонву кость» (Мамоновы кости могли
почитать «богатырскими», а также оберегающими от порчи): «До потопа сей
зверь пребывал, а после потопа погиб, до потопа он проходил горы и каменья
и истоки родные и все были покорны и поклонны и не противились. Такой бы
и я был, всеми честен и величав, и что буду во пиру, во беседе, за
столами убранными, с яствами сахарными, за питьем медвяным просить и говорить,
прошение мое не оставляли, преступление не поминали, и как павлин по паве
тоскует, так бы люди о мне тосковали и горевали и на все мои пути
и перепутья смотрели вовеки. Аминь трижды».
Очевидно, что образ мамона сформировался под
влиянием представлений и реально существовавших мамонтах, с одной стороны,
и о фантастических, в том числе «допотопных», животных — с другой
он напоминает ИНДРИКА.
Крестьянские рассказы о мамоне очень живы и детальны: «Мамонт своим
Внешним видом и строением напоминает быка или лося, но размерами своими
ж значительно превышает этих животных: мамонт в пять-шесть раз больше (самого
большого лося. На голове у мамонта имеются два громадных рога: рога такие
гладкие, розовые и чистые, слегка изогнутые, как у быка, но не ветвистые,
как у лося. Копыта у него раздвоенные. Как и чем питается мамонт ~ неизвестно
говорят, что он питается каким-то составом, имеющим вид камня. <...>
Мамонт живет исключительно в земле и притом на значительной глубине» неподалеку
от берегов большой реки мамонт роет себе в земле логовище-пещеру оттуда
ходит на водопой).
< Мамонт не любит солнечного света...
Во все летние месяцы мамонт укрывается в земле. В зимнее же время, когда
речная вода укрыта от солнечного света толстым льдом и снегом, мамонт любит
проводить время в самой реке, подо льдом. Часто в зимнее время можно видеть
на льду реки широкие трещины, проникающие всю толщу льда, а
иногда можно видеть, что лед на реке расколот и раздроблен на множество
некрупных льдин — все это видимые знаки и результаты деятельности мамонта:
разыгравшееся и расходившееся животное ногами и спиною ломает лед».
«Весною, с разлитием рек, когда лед тронется и несутся
льдины по воде, мамонт начинает сердиться на то, что льдины уходят; в ярости
мамонт хватает лапами и рогами льдины и задерживает их и таким образом
на реке по местам производит значительные заторы льда. Нередко случается
при этом, что льдины затирают и насмерть давят самого мамонта. Оттого-то
кости мамонта всего чаще находят в воде, на дне реки, и в берегах рек в
земле, всегда на значительное глубине. Мамонт по своему нраву животное
кроткое и миролюбивое, а к людям ласковое, при встрече с человеком мамонт
не только не нападает на него, не» даже льнет и ластится к человеку» (Тобол.)
<Городцов, 1910>.
Кротость мамонта иногда подтверждается
в Сибири рассказами, напоминающими популярное во многих областях России
повествование о случайно провалившемся под землю и зазимовавшем там человеке.
Зимует он со змеями, а в сибирской версии сюжета — с мамонтом. Мамонт
(как и змей! не трогает пришельца; даже «ластится» к нему. Он указывает
ему камень, лизну»! который можно насытиться, а весною выводит на берег
реки (Тобол.}.
Подробное исследование сибирских поверий,
связанных с мамонтом и «мамонтовыми костями», было предпринято В. Н. Татищевым
во время разыскание им, по указу Петра I, рудных месторождений. Описание
мамонта в его материалах совпадает с описаниями XIX—XX вв.: «Сей зверь,
по сказанию обывателей, есть великостию с великого слона и больше, видом
черн, имеет у головы два рога, которые по желанию своему двигает тако,
якобы оные у голода на составе нетвердо прирослом были. <...> Оной зверь
живет всегда под землею с места на место приходит, очищая и предуготовляя
путь себе имущими рогами якобы некоторыми снастьми, но не может никогда
на свет выттить; когда ж он так близко к поверхности земли приближится,
что воздух ощутит, то умрет О пище его не что иное мнят, как токмо самая
сущая земля, притом же некоторые сказуют, что он не может в тех местах
жить, где люди на земли поселились но удаляется в места пустые и ненаселенныя»
<Татищев, 1979>.
Не останавливаясь лишь на изложении поверий, В.
Н. Татищев подробнее характеризует «Мамонтовы кости», которые рыбаки и
охотники находят нет янно «наиболее в странах северных, яко в провинциях
Тунгуской, Якуцкой Северной Даурии, Обдории, Удории, Кондории и Угорий,
на местах инных токмо при реках, где водою берег обмоет и земля обвалится...».
Он подчеркивает, что «хотя обретаются разные кости, яко головы, позвонки,
рёбра, голени и протчия, однако протчих всех, кроме рогов, не берут, понеже
токмо сии употребление годны» (рога, за высокую цену, продают «токарям,
рещикам, купцам, торгующим в Китай», «немало же количество привозят и в
Москву»!
По наблюдениям В. Н. Татищева, убеждение местных жителей
в реальном существовании обитающего под землей мамонта обосновывается по-разно
Во-первых, тем, что некоторые видели хорошо сохранившиеся останки матмонтов.
Другие «видали, где он ходит, сказуя, что земля под ним с великими лесами
подымается великими буграми, а позади его падает и остаются глубокие рвы
и леса падают; таковых ям показуют там на разных местех множество." Третьи
уверяют, что мамонты существуют, но почти не встречаются человеку, так
как "от жительства людей бегут".
Но основные представления, связанные с мамонтом,
остаются почти неизменными на протяжении нескольких веков. Мамонт, который,
по поверьям XIX - начала XX в., продолжает обитать в земных глубинах, -
своеобразный "хозяин" пожземных недр; воплощение глубинных, стихийных сил,
таящихся в земле, в подземных и наземных водах. Мамонт - существо могуяее,
но едва "несущее свою силлу; движения его могут быть сродни половодью,
обвалу, землетрясению" <Городцов, 1910>