Мифологическая энциклопедия: Летавица
Левиафан - «Извивающийся зверь». Мифическое морское чудовище, образ которого
перешел из Вавилона и Ханаана как персонификация всех сил зла. Бог создал
Левиафана, чтобы «играть в нем»; у него было множество голов; он
был уничтожен Богом в доисторические времена. Огромные глаза позволяют
видеть сквозь темную толщу воды. в двойной ряд
острейших зубов сверкает в огромной пасти. Длинная тонкая шея которую венчает
огромная вытянутая голова.
В библейской
мифологии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или
чудовищный дракон. В Библии упоминается либо как пример (наряду с бегемотом)
непостижимости божественного творения (Иов 40, 20-41, 26; Пс. 103/104,
26), либо в качестве враждебного богу могущественного существа, над которым
он одерживает победу в начале времён (Пс. 73/74, 14; Ис. 27, 1). Известен
и в западносемитской угаритской мифологии, где Левиафан (Латану), воплощающий
разрушительные силы водного мира, предстаёт как могучее семиголовое чудовище,
которое борется с Валу (Алиййану-Балу) и Анат и оказывается побеждённым.
Возможна также более отдалённая связь Левиафана с вавилонской Тиамат,
олицетворяющей морскую стихию и при разделении верхних и нижних вод рассечённой
пополам богом Мардуком. Ср. содержащийся
в кн. Еноха и других источниках мотив
отделения друг от друга Левиафана и бегемота
в качестве чудовищ мужского и женского пола, в состоянии первоначального
хаоса слитых воедино. По-видимому, мифы о Левиафане восходят к представлениям
об олицетворённом первобытном хаосе, враждебном богу-творцу и некогда им
покорённом, ныне же пребывающем в состоянии сна, однако могущем быть разбуженным
(Иов 3, 8). В Библии наряду с Левиафаном названы близкие ему чудовища,
поражаемые богом,- Раав и Таннин, а также рыба,
проглотившая Иону.
Наиболее развёрнутое описание Левиафана содержится в книге Иова: «нет
столь отважного, который осмелился бы потревожить его..., круг зубов его
- ужас...; от его чихания показывается свет; глаза у него - как ресницы
зари..., дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит
пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; ... он царь над всеми
сынами гордости» (41, 2-26). Как в Библии (напр., Иов 40-41), так и в позднейшей
традиции Л. часто предстаёт вместе со своим сухопутным мифическим аналогом
- бегемотом, у которого ноги, как медные трубы, кости, как железные прутья
(Иов 40, 13-14). В апокрифах (в кн. Еноха, 4-й книге Ездры, «Апокалипсисе
Баруха») и в агаде встречается ряд гиперболических описаний невероятной
величины Левиафана. Так, дневной пищей Левиафану служит рыба
с рогами на голове, длиной в 300 миль; пар, испускаемый Л., способен
вскипятить весь океан. В агаде и в апокрифах бегемот и Л. упоминаются обычно
в связи с мессианскими и апокалиптическими мотивами. Мясо обоих животных,
окончательно поражённых богом или убивающих в схватке друг
друга, послужит пищей на пиру праведников в день пришествия мессии.
Классификация
драконов