Мифологическая энциклопедия: Голем
Голем (еврейск. «комок», «неготовое», «неоформленное»). В европейском фольклоре
и средневековой демонологии глиняный великан,
оживленный магическими средствами. Чтобы сделать Голема, согласно древним
рецептам, нужно вылепить из красной глины человеческую фигурку ростом с
десятилетнего ребенка. Оживить фигурку можно, произнеся имя бога,
либо начертав на ее лбу слово zmet - "истина" (если стереть букву z, получится
met, то есть "смерть"; таким образом можно уничтожить голема). Впрочем,
оживленный голем не обладает даром речи и не имеет души, однако он быстро
растет, приобретая нечеловеческую силу. Иногда голем выходит из подчинения
и может убить даже своего создателя. Наиболее известна легенда о големе,
созданном пражским евреем рабби Левом; эту легенду изложил в романе "Голем"
Густав Майринк.
В еврейских фольклорных преданиях, связанных с влиянием каббалы,
оживляемый магическими средствами глиняный великан. Представление о Големе
имеет предпосылки, специфические для мифологии иудаизма. Во-первых, это
традиционный рассказ о сотворении Адама
с подробностями — библейскими (Яхве лепит человеческую фигуру из красной
глины, животворя её затем в отдельном акте вдуваемым «дыханием жизни».
Быт. 2,7) и апокрифическими (исполинский рост Адама в его первоначальном
облике; пребывание некоторое время без «дыхания жизней» и без речи — состояние,
в котором Адам получает откровение о судьбах всех поколений своих потомков).
Во-вторых, это очень высокая оценка магико-теургических сил, заключённых
в именах бога, а также вера в особую сакраментальность написанного слова
сравнительно с произнесённым. Эти предпосылки накладываются на общечеловеческую
мечту о «роботах» — живых и по-слушных вещах (ср. образ изваянных из золота
«прислужниц» Гефеста. Нот.
II. XVIII 417—420) и в то же время страх перед возможностью для создания
выйти из-под контроля своего создателя (ср. сюжет об ученике чародея, зафиксированный
в «Любителе лжи» Лукиана и использованный Гёте). Согласно рецептам, наиболее
популярным в эпоху «практической каббалы» (начало нового времени),
чтобы сделать Голем, надо вылепить из красной глины человевеческую
фигуру, имитируя, таким образом, действия бога; фигура эта должна иметь
рост 10-летнего ребёнка. Оживляется она либо именем бога, либо словом «ЖИЗНЬ»,
написанным на её лбу; однако Голем неспособен к речи и не обладает человеческой
душой, уподобляясь Адаму до получения
им «дыхания жизней» (мотив предела, до которого человек может быть соперником
бога). С другой стороны, он необычайно быстро растёт и скоро достигает
исполинского роста и нечеловеческой мощи. Он послушно исполняет работу,
ему порученную (его можно, например, заставить обслуживать еврейскую семью
в субботу, когда заповедь иудаизма запрещает делать даже домашнюю работу),
но, вырываясь из-под контроля человека, являет слепое своеволие (может
растоптать своего создателя и т. п.). В качестве создателей Голема еврейские
предания называют некоторых исторических личностей, наиболее знаменит создатель
«пражского Голема» раввин Лёв (16 — нач. 17 вв).
Первое упоминание о Големе. в европейской литературе содержится у И.
Рейхлина («Об искусстве каббалистики»). В 18 в. опубликована легенда Я.
Эмдена о Големе, созданном из глины хелмским раввином Элией. К образу Голема
обращались многие романтики — Аринм фон Арним ("Изабелла
Египетская"), Э. Т. А. Гофман («Тайны») и др.;тема бунта искусственного
создания против своего творца нашла воплощение в философском романе М.
Шелли «Франкенштейн». Наиболее значительное из произведений европейской
литературы 20 в. на этот сюжет — роман Г. Мейринка «Голем». В пьесе К.
Чапека «К. V. К.» и опере Э. д'Альбера «Голем» восставшие против людей
искусственные существа обретают человечность, познав любовь.