Мифологическая энциклопедия: Домовой
Домовой - в славянской мифологии домовые духи. В старых домах живет множество
разных духов. Одни - это души прежних хозяев, другие - просто приблудные
духи, обычно безобидные. Домовой - дух добрый, он рачительный хозяин,
помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по
нраву. Заплетает полюбившимся лошадям гривы, а нелюбимых изводит. Все домовые
духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья.
Духи предков чтились так же под другим именем "чурила" или "щур". В случае
какой либо беды в старину говорили :" Чур, меня защити"
А особенно беда, ежели в доме заведутся навии - духи враждебных мертвецов,
а то и упыри, приползшие
с кладбища. Но спи враги оставляют в покое дома, где живут «дзяды»,
домовые, добрые духи предков, покровительствующие своим потомкам. Потому
домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, - кашу, в курятнике
вешают «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривают:
«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!»
Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в
Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком»,
«Батанушком». Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».
Строительство дома было для
древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся
Богам, создавшим Вселенную. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились
скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие
на корню - в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть.
Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми
из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но
древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья
не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые
"строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным(восточным)
углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы.
А из души убиенного животного собственно и возникал Домовой.
Домовой устраивался жить в подполье,
под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего
лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый
и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения,
заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом
в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом,
Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
В славянской мифологической традиции считалось что домовые подчиняются
Богу Яриле
и его отцу - Велесу.
Представлялся
он так же часто в виде человека, на одно лицо с хозяином дома, или как
небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью, и т. п. Тесно связан
с благополучием дома, особенно со скотом: от его отношения, доброжелательного
или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся
к Домовым, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением
его культа были перенесены на Домового. Косвенным доводом в пользу этого
допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом»
(показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Домового - ср. данные о
связи Велеса (Волоса) с поверьями о волосах. Различались два вида
Домовых - доможил (ср. упоминание беса-хороможителя в средневековом «Слове
св. Василия»), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать
мусор, чтобы «Домовой не перевёлся» (назывался также
доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой), и дворовый,
часто мучивший животных (Домовой вообще нередко сближался с нечистой силой).
По поверьям, Домовой мог превращаться в кошку,
собаку, корову, иногда в змею,
крысу или лягушку. Домовыми могли
стать люди, умершие без причастия. Жертвы Домовым (немного еды и т. п.)
приносили в хлев, где он мог жить. По аналогии с именами женского духа
дома (маруха, кикимора) предполагается, что
древнейшим названием Домового могло быть Мара.
Сходные поверья о духах дома бытовали у западных славян и многих других
народов.
Дополнительную статью о домовых и
связанных с ними обрядах вы можете прочитать в Мифонедельнике.