Плохая энергетика
В 20 километрах юго-западнее деревни Моисеево Котовского района Волгоградской области при облете нефтепровода разбился вертолет Ми-8АМТ-1 RA-22968. По рассказам местных жителей, падению «вертушки» предшествовал хлопок, и лишь затем очевидцы услышали звук падения. Некоторые утверждали, что видели вспышку на хвосте вертолета. В 10.17 в МЧС поступила информация о том, что вертолет пропал с радаров, позже сообщили, что в результате падения он загорелся, а к моменту прибытия спасателей почти полностью сгорел. Некоторое время не называлась точная цифра погибших, никто не знал, сколько людей находилось в вертолете, выполнявшем рейс ГЗП9542 по маршруту Волгоград – Котово. Позже выяснилось: на борту были 3 члена экипажа и 5 пассажиров. Из восьмерых человек выжили только двое. Расследованием катастрофы занялась комиссия Межгосударственного авиационного комитета, в состав которой вошли официальные представители Росавиации. Специалистам удалось установить, что на 48-й минуте полета на высоте 110 метров при скорости 200 км/ч у вертолета возникли некие проблемы с управлением. Заходя на вынужденную посадку, борт вошел в неуправляемое левое вращение, столкнулся с землей, опрокинулся на правый борт и загорелся. Поскольку расследование еще не окончено, говорить о причинах аварии рано, однако то место, где произошла катастрофа, наводит на определенные раздумья, поскольку давно вызывает вопросы у специалистов в области различных аномальных явлений. И не обратить на это внимание нельзя. Беда случилась на юге так называемой Медведицкой гряды – одной из самых мощных аномальных зон в России.
Нехорошее место
Район, где случилась катастрофа, издавна славится «нехорошими историями», связанными в первую очередь с частым появлением на склонах гряды шаровых молний. Неподалеку есть даже имеющий хоть и неофициальный статус, но известный уже чуть ли не на весь мир «Заповедник шаровых молний», где можно воочию увидеть следы буйства этих летающих раскаленных шаров – прожженные дыры в почве и деревьях. Обычно эти шары не поднимаются высоко (или правильнее сказать – на высоте их почти невозможно разглядеть на фоне дневного неба), но на снимках и видеозаписях встречаются светящиеся шарики, парящие в десятках метров от земли. К счастью, полеты в этом районе редки, тут не проходят интенсивные воздушные трассы, а те вертолеты, что оказываются здесь, пока с огненными шарами в небе не встречались. По крайней мере, пилоты их не видели. Или не успевали увидеть. Как знать, не «повезло» ли в этом смысле рейсу ГЗП9542?
Впрочем, лишь шаровыми молниями странности места не ограничиваются. Один из пилотов частного вертолета Алексей К. рассказал, что в здешнем небе творится «настоящая чертовщина». Как-то во время полета он словно почувствовал, будто кто-то летит рядом с ним. Повернув голову вправо, он увидел за стеклом некое облачко, очертаниями напоминающее человеческую фигуру. «Поначалу я подумал, что глюки какие-то, но потом этот же образ появился снова, но уже ниже эшелона, на котором я шел, – вспоминает летчик. – А мои коллеги встречали здесь в воздухе светящиеся летающие треугольники, шары и причудливые размытые образы».
По словам других вертолетчиков, над Медведицкой грядой у двигателей нередко наблюдаются сбои, но, к счастью, серьезных проблем до сих пор удавалось избегать, поскольку, как только машина на скорости проскакивала неприятную область, работа движков возвращалась в норму. За секунду-две такой нештатной работы вертолет не успевал сильно просесть по высоте, поэтому и пассажиры обычно ничего не замечали.
Местные вертолетчики сделали для себя определенные выводы и либо стараются пересекать неприятное место поперек, а не вдоль (дабы минимизировать время опасного воздействия и быстрее проскочить границы аномалии), либо вообще облетают неприятный участок десятой дорогой. Экипаж упавшего в июле вертолета мог просто не знать о таких особенностях и попал в самый эпицентр аномальной зоны.
Невидимая воронка
Ученые давно обрисовали границы аномальной зоны, заметив одновременно некоторую периодичность усиления или ослабления ее активности. Незадолго до катастрофы Ми-8 как раз наблюдалось повышение активности аномальной зоны – в течение месяца здесь, словно по чьему-то злому заказу, бушевали мощнейшие молнии. За три недели до падения Ми-8 на Медведицкой гряде (совпадение?) разбился беспилотный вертолет-разведчик. В тот день исследователи аномальной зоны намеревались отснять ее с высоты птичьего полета. Мини-вертолет с видеокамерой, ранее отлично зарекомендовавший себя при разведке кругов на полях, должен был совершить облет сразу после заката солнца, в момент, когда устанавливается почти полное безветрие. Аппарат взлетел идеально ровно, полет некоторое время продолжался без нареканий, но через полусотню метров его внезапно стало притягивать к земле. Парировать падение рулями не удалось, несмотря на то что рычаги управления несколько секунд стояли в крайнем положении, препятствующем сваливанию. Казалось, потерявший управление аппарат словно бы засасывает в невидимую воронку. Аппарат разбился от удара, у него погнулась рама, сломались три из четырех винтов; видеокамера, правда, сохранилась, однако на записи не оказалось ни одного четкого кадра. Исследователям оставалось утешать себя тем, что после ремонта и «разбора полетов» машина снова «встанет в строй». Но вот какой момент интересен: как уже выяснила комиссия по расследованию катастрофы Ми-8, экипаж в последние секунды полета «что-то тянуло вбок». Ослабить рулями это воздействие экипажу так и не удалось.
Что же могло таким странным образом повлиять на технику? Природу этого воздействия много лет изучают ученые. Исследования идут с переменным успехом. В результате к сегодняшнему дню все происходящее на Медведицкой гряде исследователи склонны объяснять версией, больше похожей на фантастическую. Установлено, что в этой степной местности под землей расположены странные пустоты, тянущиеся на многие километры. С помощью специальной аппаратуры ученые провели геофизические измерения и выяснили удивительную закономерность: нередко наблюдаемые здесь шаровые молнии бьют как раз туда, где находятся подземные провалы. Да и вылетают тоже оттуда. Такое ощущение, будто под землей таится некий источник с гигантскими энергетическими возможностями. Его порождения – шаровые молнии, а также непонятные видения, замеченные летчиками, – исследователи-аномальщики осторожно называют геофизическими метеорами. Физический механизм их действия пока тайна за семью печатями. В настоящее время можно только сказать, что геофизические метеоры в какой-то степени напоминают высокоэнергетическую шаровую молнию и чаще всего наблюдаются в определенной геофизической обстановке. Явление, связанное с высвобождением мощной энергии, почти совершенно не изучено и представляет одну из самых интригующих загадок для современной науки.
Как посмотреть
Был бы повод…Ярослав Сочка, украинский уфолог, основатель клуба «УФОДОС»:
- То, что сегодня пока осторожно называют геофизическими метеорами, действительно могло послужить причиной аварии. Но похожие происшествия со светящимися шарами и прочими непонятными летающими предметами не обязательно случаются только в аномальных зонах. Вот несколько удивительных по своей сути случаев, имевших место у нас на Украине. 20 декабря 1989 года с площади возле Центрального стадиона в Киеве было хорошо видно самолет, шедший на посадку в аэропорт Жуляны. В это время в небе появился некий объект. И когда самолет приблизился к нему, неожиданно сверкнула вспышка. Многочисленные свидетели видели, как самолет словно что-то подтолкнуло. К счастью, лайнер без повреждений совершил посадку. 13 октября 1992 года при подлете к Киеву на высоте около 6000 метров внезапно произошло разрушение носового обтекателя самолета Ан-124 «Руслан». Обломки попали в третий двигатель, что и явилось по официальному заключению причиной авиакатастрофы. Однако при независимом расследовании обстоятельств трагедии удалось однозначно установить присутствие в воздухе неопознанного светящегося предмета, находившегося в момент аварии рядом с Ан-124. 27 июля 2002 года во время авиашоу на аэродроме Скнилов во Львове истребитель Су-27 падает прямо в толпу. Летчики на малой высоте пытались осуществить фигуру высшего пилотажа, но в одну секунду самолет «передумал». При медленном просмотре пленки с видеозаписью трагедии на ней отчетливо видно, как за несколько секунд до падения Су-27 под его корпусом на большой скорости пролетает небольшой неопознанный объект. Науке полезно все это изучать.
Сергей Язев, директор астрономической обсерватории Иркутского государственного университета:
- Не думаю, что причина аварии вертолета кроется в аномальности района. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо знать, какими методами были получены данные о пустотах под землей в районе Медведицкой гряды. Скорее всего разговоры о большом скоплении шаровых молний в этих местах – это легенды и байки местного населения. Честно скажу, когда необычный район исследуют аномальщики, там нет науки. И если у аномальщиков упал беспилотный аппарат – это еще не повод объявлять место гибельным. Вот когда будут проведены геофизические исследования и представлены результаты измерений, тогда будет о чем говорить. А пока это очередная сенсация от исследователей, которые тем и живут, что превращают неизвестное в аномальное.
Что б изгнать свою плоху энергетику, то пора уже вырваться в отпуск, например, в санатории Кисловодска.