Сквозь время и волны
Когда в планы капитана вмешался сильнейший шторм, он поклялся добиться своей цели вопреки всему, даже если сам Господь встанет у него на пути... Вот с тех пор корабль и проклят, обречён на скитания, и встреча с ним грозит всяческими бедами. Дьявол даровал капитану вечную жизнь, и корабль носится по волнам неподалёку от современного Кейптауна. С прогнившим корпусом, он тем не менее прекрасно держится на волнах. Команду же свою проклятый Богом капитан якобы набирает из утопленников.
Сколько лет мифу?
Странно, но миф (назовём это пока так) о Летучем Голландце многие источники датируют началом XVIII века, на самом же деле в Европе он бытует с конца XV — начала XVI века. Впрочем, это понятно: лишь в просвещённом XVIII веке его начали пытаться объяснять чем-то реальным. Но ведь нечто подобное было и раньше. Вспомните, у древних египтян и греков: какие-то "галеры в облаках"... Можно сказать наверняка: призраки судов (да и сами странные суда) встречались практически всегда. Откуда они взялись?
Обратимся к хронологии событий. В конце 1770 года на остров Мальта зашёл корабль, капитан и 14 матросов которого были поражены жёлтой лихорадкой. Когда об этом доложили Великому магистру Мальтийского ордена, он приказал отбуксировать их из порта. Судно отправилось в Тунис, однако и там корабль в порт не пустили. Парусник пошёл в Неаполь. Там его тоже не приняли, опасаясь эпидемии. Не приняли его и во Франции, и в Германии, и в Англии... В конце концов неприкаянный корабль пропал без вести.
Побег в облака
В 1760-м, в Рестигуше, англичане пытались потопить последний французский корабль, который ещё мог сражаться. Такелаж судна был сильно повреждён, но капитану удавалось уберечься от ядер врага. Солдаты просили его сложить оружие, сдаться, поднять на мачте флаг, означающий капитуляцию. Но тут случилось нечто странное. От непрестанной бомбардировки судно окутало плотное облако дыма. И вдруг это облако начало подниматься в воздух... Английские пушки смолкли — не во что стало стрелять, корабль пропал... И вот не одну уже сотню лет плавает в небе и в море корабль-призрак. Рыбаки уверяют, что приходилось им видеть вдали, как мчится судно по воде на всех парусах, и что случалось такое почему-то всегда накануне шторма. А те, кому доводилось вблизи оказаться, рассказывали, будто можно было даже разглядеть корабль, скользивший в небе, теряясь среди облаков...
"Морская птица" и другие
Ранним солнечным утром 1850 года судно "Морская птица" появилось у побережья американского штата Род-Айленд близ города Ньюпорт. Собравшиеся на берегу люди видели, что корабль идёт под всеми парусами к рифам. Вдруг огромная волна подняла парусник и аккуратно перенесла его на сушу. На судне не оказалось ни одной живой души. В камбузе кипел чайник, в кубрике стоял табачный дым, на столе были расставле- -ны тарелки. Навигационные приборы, карты, лоции, судовые документы — всё было на месте... Рыбаки, вернувшиеся в тот же день после промысла, рассказали, что рано утром видели парусник в море и капитан их приветствовал.
Американская бригантина "Мария Селеста" вышла в 1872 году из Нью-Йорка и как в бездну канула. Спустя два месяца моряки парусника "Дей Грэйша" заметили неизвестную бригантину и стали подавать ей сигналы. Ответа не последовало. Капитан "Дей Грэйша" приказал догнать судно, чтобы оказать ему помощь. По словам очевидцев, на борту никого не оказалось, повсюду царил беспорядок, судовые документы отсутствовали. Не было и самого необходимого: секстанта, морских карт, навигационных книг. Выяснить смогли только одно — бригантина называлась "Мария Селеста".
В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта парохода "Пиккубен" заметили парусник "Эбби Эсс Харт". На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда моряки высадились на палубу, они увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошёл с ума. Лица мёртвых были искажены ужасом.
Мистика, да и только!
Есть случаи, перед которыми разум просто пасует. Мистика, да и только! В 1913 году спасательная команда английского парохода "Джонсоне" поднялась на дрейфующий парусник, на борту которого едва читалось полустёртое название "Мальборо". Паруса и мачты корабля были покрыты зеленоватой плесенью. Доски палубы прогнили. Позже, в порту, выяснилось, что "Мальборо" в 1890 году вышел из порта в Новой Зеландии. Последний раз его видели 1 апреля 1890 года близ Огненной Земли... Парусник скитался по морям 23 года!
В августе 1997 года угольный король Дональд Дьюкс путешествовал на собственной яхте. 28-го числа задул штормовой северо-западный ветер, но тут же стих. Вдруг вахтенный матрос крикнул:
"Капитан, по курсу корабль, он движется прямо на нас!" Через несколько минут все увидели парусник. "Странное дело, — воскликнул капитан, — такие корабли не строят уже по меньшей мере лет 400! Откуда он, из морского музея, что ли?" Между тем парусник мчался прямо на яхту. Уже можно было разглядеть людей в древних одеждах, столпившихся на его палубе. Они в полном недоумении взирали на яхту американцев... Вдруг между кораблями завихрился водяной столб, и странный пришелец исчез, буквально растворился в воздухе. Все были в шоке. И последний пример: 20 апреля 2007 года (из газет). "Австралийские спасатели пытаются разгадать тайну нового Летучего Голландца — яхты без экипажа, обнаруженной у северного побережья страны, с работающим двигателем и сервированным к обеду столом... Спасательное снаряжение осталось на борту".
Инфразвук
А вот теперь, похоже, настал момент попытаться что-то понять. Объяснений было немало, от "провидения Господнего" и "сонных" рыб (их мясо содержит сильнейший галлюциноген) до теории Эйнштейна о многомерности мира и возможности существования предметов и людей одновременно в разных измерениях. Но есть одно предположение, которое способно многое расставить по местам. Это инфразвук — он был во все времена и остаётся с нами сегодня. Что мы знаем о нём? Он являет собой не слышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц). При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в воздухе возникают поперечные и продольные колебания. При скорости ветра 20 м/с мощность "голоса моря" достигает 3 Вт с каждого метра водной поверхности. Сравнительно небольшой шторм порождает инфразвук мощностью в десятки киловатт в диапазоне 6 Гц, результатом воздействия которого на организм могут стать временная слепота, ощущение тревоги, нередки и приступы безумия. При таких приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц, после чего и сами сводят счёты с жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти мгновенно. А теперь представим себе шторм, огромные волны, которые гонят перед собой полосы такого звука... Не здесь ли объяснение судьбы брошенных судов, впрочем, как и судьбы самого первого Летучего Голландца?
Но если это и ответ, то далеко не на все вопросы. Океан умеет хранить свои тайны. Пройдёт ещё немало времени, прежде чем мы сможем сказать, что раскрыли их все... Да и то, наверняка, какие-то вопросы всё же останутся.