АБСОЛЮТНО ДОБРАЯ СИЛА
Михаэль Лайтман в программе Александра Гордона: "Если человек задает вопрос о смысле своей жизни, каббала для него открыта".
Александр Гордон: Доброй ночи. Наверное, я не буду рассказывать, что в сознании обывателей, по крайней мере, в нашей стране, из всех мировых религий самой мистицифицированной на сегодняшний день является иудаизм, а самым демонизированным течением в иудаизме является каббала. И, конечно, ни этой программы, ни десяти других не хватит для того, чтобы отогнать «демонов» от этого учения. Да мы и цели такой себе не ставим.
Мы поговорим о том, как каббалистами толкуются отношения между Творцом и творением, возможен ли не просто диалог, а сотворчество между ними. Что говорит каббала о Творце?
Михаэль Лайтман: Каббала говорит, что Творец - это общий закон мироздания, который включает в себя как законы Высшего мира, так и все законы нашего мира в виде частных ответвлений, т.е. производных.
Александр Гордон: Творец в каббале не антропоморфен?
Михаэль Лайтман: Творец предстает перед нами в наших ощущениях как абсолютно добрая сила, влекущая нас к подобию себе. Это, в общем, то, что раскрывается в Высшем мире. Творец создал человека и опустил его до самого низкого уровня, до самого ужасного и плохого состояния. Так было сделано для того, чтобы в постепенном своем развитии человек осознал, что самое наилучшее состояние - это "состояние Творца" и пожелал бы уподобиться ему.
Александр Гордон: Говоря о Творце, в каких отношениях Он находится с человеком неразумным, т.е. не приобщенным к духовности, не чувствующим Его? Он отвечает за человека?
Михаэль Лайтман: Творец постепенно ведет каждого из нас к наилучшему состоянию. Просто есть период, когда это происходит путем неосознанным, когда на протяжении многих тысяч лет человек страдает, не осознавая причин своего страдания. И есть период, когда человек, задавшись вопросом о смысле жизни, может далее продолжать свое развитие осознанно.
Иначе говоря, вместо того, чтобы быть подталкиваемым страданиями вперед к цели творения, к цели жизни, он способен развить в себе нечто большее, чем то, что дается ему от Творца, а именно - желание самому постичь эту цель. Тогда он становится влекомым наслаждением. Влекомым хорошей любознательностью.
В конечном итоге, только страсть раскрыть Высший мир, желание понять, для чего мы живем, определяет весь наш путь. В этом единственная наша свобода воли. Каббала говорит, что свободы воли ни в чем другом не существует - только относительно постижения цели творения.
Александр Гордон: Эта цель может быть достигнута? Или же сам процесс важен?
Михаэль Лайтман: Эта цель обязана быть достигнута каждым из нас - всеми, в равной степени. Всем человечеством.
Александр Гордон: Что говорит о том, что мы называем смыслом жизни, Ваш собственный опыт? Если я Вам задам вопрос: в чем смысл жизни?
Михаэль Лайтман: Мой собственный опыт говорит о том, что в течение 5-7 лет, но иногда и больше - это зависит от усилий человека - можно начать ощущать Высший мир, начать постигать то, откуда он произошел и в чем его цель.
Человек в течение одной земной жизни обязан придти - если он, конечно, задается такой целью - к такому состоянию, когда он существует одновременно в обоих мирах. Тогда его поступки становятся абсолютно альтруистичными. Он проникается любовью ко всем, является исправленной частью мироздания и помогает в этом остальным.
Александр Гордон: Но ведь умирают все: как простые люди, так и каббалисты.
Михаэль Лайтман: Умирает тело. Когда человек постигает Высший мир, само постижение Высшего мира остается. Ведь оно не связано с нашим телом, с нашими органами чувств. Тело умирает, а человек отождествляет себя с жизнью уже в ином измерении. Поэтому для него умирание тела, расставание с телом не является прекращением существования.
Александр Гордон: Но как быть в отношении тех, кто не прошли этот путь?
Михаэль Лайтман: Те же, кто не прошли этот путь, как были в бессознательном состоянии относительно Высшего мира, так и остаются в нем до следующего своего кругооборота. И снова им дается определенный шанс в следующей жизни. В итоге все проживают множество жизней. В наше время мы подходим к такому состоянию, когда у каждого из нас возникает шанс...
Александр Гордон: При поступлении на физико-математический факультет любого университета - будь то МГУ или, скажем, Гарвард - люди проходят достаточно тщательный отбор. Всех желающих не берут. Нужны определенные способности интеллектуальные и определенный набор знаний. Как обстоит дело с ученичеством в каббале: есть ли дифференциация по уровню интеллекта, когда один может нечто постичь, а другой - нет?
Михаэль Лайтман: Открыто всем. Абсолютно всем.
Александр Гордон: А как это возможно?
Михаэль Лайтман: Запретить нельзя никому.
Александр Гордон: Но я лично знаю идиотов, которые не могут прочесть даже букварь!
Михаэль Лайтман: Это неважно. Человек задает вопрос о смысле своей жизни. Он может быть совершенным неучем. Кстати, именно таким он и будет, потому что кроме каббалы его больше ничего не интересует. Быть может, ранее он уже имел дело с науками и понял, что они ему ничего не дают, никакого ответа. Ни литература, ни искусство, вообще ничего. И именно поэтому в нем "горит" вопрос о смысле жизни. Он остается ни с чем, и находит себя лишь в каббале.
Нельзя никому запрещать - открыто всем. И только от меры значимости вопроса о смысле жизни зависит, останется человек в каббале или нет. Поэтому многие приходят, а затем уходят. Вход и выход свободные. Но с каждым годом все больше и больше остается людей в каббале, потому что в каждом последующем поколении вопрос о смысле жизни проявляется все более остро. Хотя, все равно это пока еще только проценты.
Александр Гордон: Вопрос об этническом составе ваших учеников, потому что все-таки каббала упорно ассоциируется с иудаизмом.
Михаэль Лайтман: К сожалению, да. Но если вы поговорите с верующими евреями, то убедитесь, что они не знают и ненавидят каббалу.
Александр Гордон: И все-таки, из семисот тысяч, которые обучаются у Вас каббале очно и заочно, каков процент евреев среди них?
Михаэль Лайтман: Я не считал, но думаю, что не больше четверти. Поскольку я - израильтянин, то естественно, что именно в Израиле у меня очень большая группа учеников: как русскоязычных, так и ивритоговорящих. Но я думаю, что сегодня не меньшее количество русскоязычных учеников есть у меня и в России: причем это Сибирь, это такие регионы, где, кажется...
Александр Гордон: Где поневоле задумываются о смысле жизни?
Михаэль Лайтман: Где люди спрашивают и действительно очень хотят. У нас был конгресс, в котором участвовало не менее 500 человек из разных стран: Литвы, Франции, Германии и многих других. Участвовать мог каждый: араб, мексиканец, итальянец - неважно, кто. Ведь вопрос о смысле жизни - это интернациональный, общечеловеческий вопрос.
Александр Гордон: Спасибо. Спасибо Вам.
Михаэль Лайтман: И вам также.
http://www.laitman.ru/
Блщг учёного-каббалиста М.Лайтмана