У инопланетян есть интеренет?
Высокоразвитые цивилизации, несомненно, существующие на бескрайних просторах Вселенной, давно создали сеть наподобие нашего Интернета. И с его помощью общаются друг с другом. Может быть, не настолько тесно, как мы. Но межгалактическая «паутина» как минимум позволяет обмениваться некой важной информацией.
К такому, прямо скажем, фантастическому выводу пришел известный астрофизик, специалист по космическому излучению, физике высоких энергий и нейтрино, профессор Джон Лернед из Гавайского университета в Гонолулу. «Афтар жжот», - обычно говорят в подобных случаях члены земного интернет-сообщества. В смысле привирает. Возможно. Но его доводы опубликовал самый авторитетный научный журнал Nature.
Ученый уверяет, что обнаружил узлы межгалактической сети. Многие видны даже с Земли - порядка 500 штук, расположенных в районе Млечного Пути. А до ближайшего - «всего» 431 световой год. Взглянуть на него может каждый. Это знаменитая Полярная звезда - ориентир для всех мореплавателей и путешественников.
Кто-то там подмигивает
Полярная звезда принадлежит к классу странных и загадочных объектов Вселенной - так называемых цефеид. Они звезды - гиганты и сверхгиганты. Светят гораздо ярче Солнца - в сотни и тысячи раз. Различимы с невообразимого расстояния - в 60 миллионов световых лет. Эдакие маяки.
Интернет-узел «Полярная звезда» расположен точно на Севере.
Странность цефеид в том, что они пульсируют. Их блеск меняется с некой закономерностью. И весьма сильно. По крайней мере изменения можно уловить. Проще говоря, эти звезды мигают, причем с разной периодичностью - иногда очень быстро. И то увеличиваются, то уменьшаются в размерах. Что-то там внутри их происходит. И возможно, по мнению Джона Лернеда, не само по себе. А под влиянием вмешательства извне. То есть инопланетян.
Земные астрономы, конечно, знают об удивительном поведении цефеид. Более того, постоянно следят за ними, используя как ориентиры для определения расстояний до других звезд и галактик. Наверное, и высокоразвитые цивилизации поначалу занимались тем же самым, пока не догадались, как гавайский профессор, что пульсирующие звезды пригодятся и для другого. Или уже пригодились. Для передачи разумных сигналов.
- Мы наблюдаем за цефеидами уже более ста лет, - говорит профессор. - Есть точные данные по изменению блеска. Проанализировать их на предмет интеллекта - лишь вопрос времени. Учитывая возможности нынешних компьютеров, потребуется не более двух месяцев.
- Милое предложение, - поддержал коллегу Сет Шостак, главный астроном института SETI в Калифорнии (США), который занимается поисками внеземных цивилизаций. Он, кстати, не сомневается, что они - цивилизации - точно будут обнаружены в ближайшие 20 лет.
- Интересная идея, которая может быть проверена, - говорит известный физик Фриман Дайсон из Института передовых исследований в Нью Джерси (США). - Кто-то должен взглянуть на архивы по этим звездам и посмотреть, нет ли специфических вариаций яркости.
Укол в сердце звезды
Как можно вмешаться в поведение колоссального раскаленного шара? И заставить его мигать, допустим, двоичным кодом? Лернед знает способ, который поможет «загрузить» в цефеиду полезную информацию, доступную восприятию сообразительных братьев по разуму.
Профессор и его коллеги полагают, что быстро усилить или уменьшить свечение пульсирующей звезды можно, облучив ее пучком нейтрино-элементарных частиц, которые не знают преград и способны проникнуть в самую глубь цефеиды.
- Пучок нейтрино повлияет на термоядерную реакцию внутри звезды и ускорит нарастание ее блеска, - говорит ученый. - Манипулируя мощностью и продолжительностью воздействия, можно кодировать информацию. Цефеида отреагирует, словно человеческое сердце, в ответ на электрический разряд. Изменит частоту «пульса», который станет отличаться от естественного.
Братья по разуму, вам e-mail
Где взять нейтрино? Лернед и это знает. Он разработал своего рода излучатель, в основе которого мишень из сапфира. Если направить на нее пучок протонов, разогнанных в ускорителе, то в итоге в результате столкновений получатся нейтрино. Надо будет отмерять их необходимыми порциями и посылать к ближайшей цефеиде. Например, к той же Полярной звезде. И она станет транслировать «загруженную» информацию. Допустим, координаты Земли. Братья по разуму увидят этот галактический e-mail, обрадуются и прилетят к нам.
По прикидке профессора, предложенная им технология позволила бы посредством цефеид передавать данные со скоростью около 200 бит в год. Маловато. Но и наш, земной Интернет не сразу достиг нынешних фантастических скоростей.
Для начала Лернед предложил внимательно присмотреться к уже имеющимся данным по цефеидам. Мол, нет ли в них чего-нибудь странного. Вдруг какая-то из этих звезд- узлов изменила порядок своего мерцания. Что может свидетельствовать о вмешательстве извне и нести инопланетное послание.
- Последствия будут изумительными, - уверял Лернед.
И как в воду глядел. Совсем недавно стало известно, что ближайшая к нам цефеида - Полярная звезда (Polaris), до которой 431 световой год, неожиданно стала мигать не так, как раньше. Резкое изменение в характере ее пульсации обнаружила международная группа астрономов под руководством Ханса Брантта из Сиднейского университета (Австралия) Межгалактический Интернет дал о себе знать?
Шифровка из Вселенной?
Через два года гигантский прибор в Антарктиде сможет ловить сигналы пришельцев.
В 1900 году в течение одной пульсации Полярная звезда меняла яркость примерно на 10 процентов. В 1998 году - на 2. Затем амплитуда колебаний стала расти. И ныне звезда меняет яркость на 4 процента. Импульсы возникают с разной периодичностью в 2, 3, 6, 40 дней. Но что бы это значило, непонятно. Да и несут ли сигналы какой-то смысл? Даже сам Лернед сказать не может. Тут необходимо более тщательно проанализировать силу, частоту и продолжительность импульсов - параметров, способных нести закодированную информацию. Пока же ученые лишь зафиксировали феномен. Поэтому рано еще делать окончательные выводы о его природе. Кто знает, вдруг инопланетяне и в самом деле приложили руку, а точнее - потоки нейтрино к Полярной звезде. «Загрузили» ее.
У инопланетян тоже есть интернет?
- Думаю, профессор Лернед, - комментирует гипотезу коллеги директор Астрономической обсерватории Иркутского государственного университета Сергей Язев, - дает волю фантазии, утверждая, что посредством нейтрино можно вмешаться в режим термоядерного горения звезды. Это далеко не факт.
Насчет инопланетян, - продолжает Сергей Артурович. - Сегодня модно искать следы их вмешательства везде, где пока не удается найти нормального научного объяснения. Кстати, предыдущие 14 столетий все непонятное относили к воле Господа Бога. Мол, ему так угодно было.
Ученый поведал, что еще 20 лет назад весьма серьезные российские исследователи (он лично их знает) искали следы внеземного разума в характере и периодичности появления пятен на Солнце. Но не нашли.
- Полагаю, что в основе изменения блеска пульсирующих звезд все-таки лежат природные явления, - говорит Язев. - Но в то же время... Я бы не дал голову на отсечение, утверждая, что инопланетяне совсем уж тут ни при чем. Ничтожная вероятность их вмешательства есть.
Братьев по разуму найдут в Антарктиде
Международная команда ученых строит сейчас в Антарктиде прибор, сравнимый по масштабам с Большим адронным коллайдером (БАК), рабочие запуски которого ожидаются весной следующего года под землей на границе Франции и Швейцарии.
Прибор на Южном полюсе - это Ледяной куб (IceCube). Название отнюдь не образное - в кубе, уходящем под лед на два с лишним километра, размещают сеть детекторов. Они будут следить за прилетающими из космоса нейтрино - практически неуловимыми частицами, лишенными заряда, почти не обладающими массой, которые со скоростью света насквозь прошивают Землю, будто ее и нет.
Нейтрино - спутники загадочных объектов и процессов во Вселенной - черных дыр, взрывов сверхновых, темной материи. И возможно, деятельности инопланетян. А они - инопланетяне - могут производить нейтрино не только для межгалактического Интернета. Но и просто в результате своих физических экспериментов. Узнать о них и позволит Ледяной куб.
Большой адронный коллайдер и пришельцы
Здесь, на Земле, чтобы проникнуть в тайны материи, местные физики построили Большой адронный коллайдер (БАК). Собираются для начала разбивать вдребезги протоны - положительно заряженные частицы, летящие со скоростью света. Но еще интереснее разбивать мюоны - частицы, обладающие, как электроны, отрицательным зарядом, только гораздо тяжелее. И смотреть, что получится.
По прикидкам ученых, энергия столкновения мюонов будет так велика, что они породят мощный поток нейтрино. Который прошьет Вселенную.
Как полагает Зураб Силагадзе, старший научный сотрудник Института ядерной физики в Новосибирске, характеристики рукотворных нейтрино будут отличаться от природных. И братья по разуму, находящиеся в другой галактике, заметив их, поймут, что тут не обошлось без интеллекта. Более того, смогут засечь, откуда был послан поток. По крайней мере наш Ледяной куб позволит сделать и то и другое. То есть он вполне пригоден для приема и распознавания случайных посланий внеземных цивилизаций. А то, что они могут появиться, Зураб Карлоевич не исключает.
- Если у нас есть идеи сталкивать мюоны, то инопланетяне, если они существуют, тоже об этом подумывают, - сказал ученый в интервью авторитетному журналу NewScientist.
Иными словами, если братья по разуму построят свой БАК, то мы об этом узнаем. А они узнают о нашем. Мало было прежних страхов по поводу экспериментов на коллайдере. Мол, случится Большой взрыв, засосет в черную дыру... Вот довесок: «засветимся» однозначно. Или мы этого хотим?
Ледяной куб встанет на прослушку
Силагадзе не первым предположил, что потоки нейтрино могут быть связаны с некой разумной деятельностью во Вселенной. Почти 30 лет назад его американские коллеги выдвинули гипотезу: инопланетяне используют их для обмена секретными сообщениями. Секретными - от нас землян. Потому что мы неспособны их перехватить. Еще два года - и земляне будут способны. Вот запустим Ледяной куб и начнем перехватывать. Не только «случайные» нейтрино.
- Нейтрино откроют нам новое окно во Вселенную, - уверен руководитель проекта Францис Хальцен из Университета Висконсина (США).