На Луне есть жизнь?
Не только любители фантастических сюжетов, но и серьезные ученые все чаще высказывают сомнения в том, что естественный спутник Земли изучен вдоль и поперек. Чем больше мы о нем узнаем, тем больше возникает новых вопросов.
Российские астрофизики сделали удивительное открытие: спутник Земли вовсе не безжизненное тело, пишут Итоги
Не только любители фантастических сюжетов, но и серьезные ученые все чаще высказывают сомнения в том, что естественный спутник Земли изучен вдоль и поперек. Чем больше мы о нем узнаем, тем больше возникает новых вопросов. Так, всегда считалось: Луна — абсолютно мертвое небесное тело, где никогда не дуют ветры, не идут дожди, не падает снег. Здесь нет атмосферы, а потому нет и никаких процессов выветривания. И единственное, что хоть как-то меняет облик ближайшего к нам небесного тела, — это редкие удары метеоритов по его поверхности, оставляющие отметины больших и малых метеоритных кратеров. Однако специалисты из Государственного астрономического института им. Штернберга (ГАИШ) под руководством заведующего отделом исследования Луны и планет Владислава Шевченко, изучая снимки лунной поверх-ности, сделанные американским космическим аппаратом Clementine, с удивлением заметили странные образования на склонах небольшого кратера Рейнер в лунном Океане Бурь. Выглядели они так, будто по стенкам кратера сошли оползни, притом совсем недавно. Ученые определили возраст различных участков кратера по спектральным измерениям все того же аппарата Clementine, применив специально разработанный для этого метод. Выяснилось: если кратеру Рейнер несколько десятков миллионов лет, то некоторые из светлых образований моложе. «При этом их реальный возраст определить невозможно, — говорит Владислав Шевченко. — С таким же успехом это может быть и сто, и десять, и даже пять лет. Чувствительность метода не позволяет уточнить возраст на меньших масштабах. Однако можно утверждать, что оползень сошел относительно недавно. Нас смущало одно обстоятельство: на Луне такого не может быть!»
Жизнь бьет ключом
Возможность проверить неожиданную гипотезу представилась в конце прошлого года, когда американцы запустили на орбиту естественного спутника Земли орбитальный разведывательный зонд LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter), камера которого LROC способна рассмотреть объекты размером всего 50 сантиметров. В январе команда LROC опубликовала снимки кратеров в Океане Бурь, которые полностью подтвердили предположения Шевченко и его коллег. На снимках отчетливо видны массивные обрушения на стенках кратеров и даже отдельные булыжники. Все это подтверждало гипотезу российских астрофизиков.
— За последние несколько недель мы получили множество новых снимков лунных кратеров, — рассказывает Владислав Шевченко. — И каждый из них демонстрирует удивительные картины целых каскадов мощных оползней, которые там и сям сходят с поверхностей гор нашего спутника. Как будто некая могучая сила заставляет их течь вниз, образуя причудливые пейзажи, достойные пера художника-фантаста. Этот процесс можно сравнить с тем, как взятый в горсть сухой песок пропускают сквозь пальцы.
Когда сходы горных пород были обнаружены на Марсе, вопросов не возникало. Ученые прекрасно понимали, что из-за таяния полярных шапок образуется огромное количество воды, скрытой под слоем горных пород. На Красной планете, как и на родной Земле, именно тающая вода движет горные потоки.
— А вот на Луне такого быть не должно, — продолжает ученый. — Ведь на ней вода сосредоточена в районе полюсов, да и то в очень ограниченном количестве. В то время как все лунные кратеры, где зафиксированы сходы грунта, находятся ближе к экватору. А там дневные температуры достигают 150 градусов Цельсия выше нуля! Значит, ни о какой воде не может быть и речи. Из-за отсутствия атмосферы исключены и ветры.
Тогда кто «пропускает сквозь пальцы» лунный грунт?
Ледяное море
В конце 2009 года в рамках международной лунной программы на нашем спутнике «побывала» не только камера LROС, но и нейтронный детектор LEND. Этот прибор, созданный в Институте космических исследований (ИКИ) РАН, регистрирует нейтронное излучение, которое чрезвычайно чувствительно к атомам водорода. А в тех местах, где есть повышенное содержание водорода, можно с высокой степенью вероятности найти и воду. Ученые надеялись, что обнаружат хотя бы чайную ложку H2O. Как же они ошиблись!
Как признается руководитель российской части эксперимента, заведующий лабораторией ИКИ РАН Игорь Митрофанов, LEND преподнес немало сюрпризов. Для начала он обнаружил неизвестные ранее локальные районы с высоким содержанием водорода. До настоящего времени считалось, что такие места должны совпадать с вечно затененными областями в окрестности полюсов Луны. Оказывается, это совсем не так. Сама собой распалась и теория о том, что вода на Селене, если и будет найдена, то лишь вокруг глубоких метеоритных кратеров. По словам Игоря Митрофанова, LEND приблизился на 30 километров к одной из «холодных ловушек» возле кратера Кабеус. И вскоре выяснилось, что излучения в затемненных и хорошо освещенных местах аналогичны. Иначе говоря, прибор фиксировал возможность найти воду там, где, по расчетам ученых, ее просто не могло быть. Исследователи предположили, что, возможно, водяной лед следует искать не в тех точках, которые затенены сегодня, а там, где затемнения существовали на протяжении всей истории Луны. Может быть, со временем поверхностную воду засыпало толстым слоем реголита — лунного грунта, под которым образовалась вечная мерзлота. В таких условиях вода сохранялась бы практически всегда. Если это так, то залежи льда могут быть на глубине под всей поверхностью Луны. В этом случае Селена — это не безводная пустыня, а гигантский застывший океан! А что, если в жаркие дневные часы мерзлота под лунным грунтом начинает подтаивать, как полярные льды на Земле или Марсе? Если это так, то под влиянием оттепели грунт, как по катку, сползает вниз, образуя большие и малые подвижки грунта, так озадачившие ученых. Неравномерность этого процесса можно объяснить тем, что «ледяное море» распределено по поверхности Луны не одинаково — как любое море, где-то оно глубже, где-то представляет собой отмель.
Она все помнит
Еще одна гипотеза образования таинственных оползней связана с лунотрясениями. Луна вовсе не мертвое геологическое тело. Многолетние наблюдения позволили зарегистрировать тысячи лунотрясений, большинство из которых многократно повторялись в одних и тех же очагах. За год на Луне происходит от 600 до 3000 сейсмических событий. Было выявлено четыре их вида — приливные, тектонические, метеоритные и термальные. Именно они, полагают астрофизики, скорее всего и объясняют загадочные лунные оползни. «Однако лунотрясения — тоже не исчерпывающее объяснение феномена, — признается ведущий научный сотрудник Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН (ИЗМИРАН) Владислав Луговенко. — Когда мы рассматриваем склоны, то можем увидеть одинаковые по размеру камни, некоторые из которых сползли, а другие, совсем рядом с ними, остались нетронутыми. Почему процесс идет неравномерно — пока неясно».
У Луговенко есть свое видение феномена: «Луна, как и Земля, почти в буквальном смысле живая: она дышит, чувствует, сопереживает. Уже много лет я доказываю это с помощью приборных исследований. Землетрясения, цунами, другие стихийные бедствия — так же, как лунотрясения и подвижки лунного грунта, — лишь подтверждения этой теории».
В основе удивительных предположений ученого лежат свойства солитонов — нелинейных волн, взаимодействующих как частицы. При определенных обстоятельствах они запоминают и сколь угодно долго хранят любую информацию. Исследуя солитоны еще в 1949 году, три крупных ученых — Ферми, Паста и Улам — констатировали, что они ведут себя подобно разумным существам — при взаимодействии друг с другом или с некоторыми другими возмущениями они не разрушаются, а двигаются, сохраняя свою структуру неизменной. Объяснить феномен ученые тогда не смогли. Исследования продолжил профессор Луговенко с коллегами.
— Около 20 лет назад мы начали изучать биоэнергетическое взаимодействие между человеком и окружающим миром, — рассказывает Луговенко. — Это была официальная академическая программа, в рамках которой проведен ряд интереснейших экспериментов. В частности, выяснилось, что на нашей планете имеются различные энергетические сетки. Первыми их наличие открыли английские ученые Хартман и Карри, их именем они и названы. Замеряя электромагнитные показатели в этих зонах в течение суток, выяснили, что они как бы закрываются и открываются в зависимости от расположения Луны и планет, иных космоземных факторов. Образно этот процесс был назван дыханием Земли. Так вот, в больших городах, вблизи загазованных автотрасс это «дыхание» можно сравнить с одышкой, свойственной больному астмой человеку. А в лесу, в горах, вблизи водоемов «дыхание» выравнивается, становится будто бы глубже и ритмичнее. Оказалось, родная планета дышит почти в буквальном смысле слова. Дышит и Луна, и чем хуже чувствует себя человечество, тем тяжелее ее дыхание.
Воздействуя на материю, наши слова и даже мысли могут возродить или разрушить ее, полагает профессор. Делая добро, мы лечим весь мир. Если злимся, мстим и негодуем, то есть выражаем негативные эмоции, — создаем стихийные бедствия, катаклизмы, войны, катастрофы. А наш естественный спутник, испытывая огромное влияние Земли, как эхо, улавливает каждую мысль человечества. Как тут не сойти лавинам?
Кому-то такое объяснение может показаться фантастическим, и он предпочтет считать причиной изменения лунных пейзажей таяние глубинных льдов. Это, конечно, важно — ведь Луна должна стать перевалочной базой для полетов на дальние планеты, а наличие воды делает ее для этого особенно удобной. Но освоение других планет — перспектива, от которой человечество в принципе может и отказаться: проживем и так. С дыханием спутника Земли сложнее: если он начнет задыхаться, это может быть признаком того, что очень скоро возникнут проблемы у нашей планеты. А с этим уже придется поневоле считаться.