В Иордании археологи раскопали храм Вельзевула
В окрестностях города Мадабы (Иордания) археологи раскопали храм, которому насчитывается не менее трех тысяч лет. Следовательно, архитектурное сооружение могло быть воздвигнуто еще во времена царства Моав, которое упоминается в Ветхом Завете. В 4-м веке в Мадабе располагалась резиденция епископа, в 614 году его захватили персы. Город погиб от землетрясения в 746 году и восстановлен только в 1880 году. Поселившиеся здесь христианские паломники в 1897 году нашли остатки 10 церквей, практически сразу превратившиеся в жилые постройки. Возможно, найденная среди руин храма фигурка Вельзевула хранила его от рук христиан.
Группа археологов из Иордании и американского университета Ла Сьерра полагают, что храм был возведен в 1200 — 539 годах до нашей эры. От каменной постройки сохранились три этажа, четыре алтаря, архитектура которых демонстрирует влияние египетской и ассирийской цивилизаций, и внутренний дворик. За последние десятилетия эта находка стала самым большим и лучше всего сохранившимся храмом, найденным в этом регионе. Во время археологических работ специалисты обнаружили более 300 артефактов. Среди найденных предметов — фигурка быка (как символ плодородия) божества Балу-Хаддада.
Позднее Балу стали именовать Баалом, что на семитских языках означало «хозяин» или «владыка». В русский язык его имя попало через Библию в греческом варианте — Ваал, или Вельзевул. Первоначально это имя звучало как Баал-Зебул (отсюда искаженное Вельзевул) и был он не порождением сил Тьмы, а богатырем, сильнейшим из героев, скачущим на облаке. А само имя означало «князь». Его изображали либо в виде быка, либо в образе воина, поражающего землю молнией-копьём. Жил он на горе Цапану (на иврите Цафон, современное название Джебель ал-Акра) и являлся её владыкой.
Почитание Хаддада было широко распространено среди арамейских племен в Сирии с конца 2-го тысячелетия до н.э. Его супругой считалась Атаргатис. В Египте его отождествляли сбогом Сетом, в эпоху эллинизма Хаддада отождествляли с Зевсом. Примерно с 6 века (например, в «Евангелии от Никодима») стали считать, что Сатана или Вельзевул, «наследник Тьмы», спровоцировал распятие Христа. Апостол Матфей писал о «силе Вельзевула», которой он изгонял бесов (Матфей 12.27). Ему вторит апостол Лука, писавший о Вельзевуле как о «князе бесовском» (Лука 11.14-15). Отчасти подобная трансформация Хаддада в Вельзевула произошла из-за обычая приносить кровавые, нередко даже человеческие, жертвы. Впрочем, подобная практика была свойственна всем семитским племенам того времени.
Нынешний город Мадаба (в 4 книге Моисея «Числа» он назван Медева) расположен в 36 км южнее нынешней столицы Иордании Аммана. По всей видимости, моавитяне поселились в этих краях четыре с половиной тысячи лет назад. Эпоним народа происходил от имени Моава, который родился в результате инцеста его отца Лота и его старшей дочери. До 9 века до н.э. единого царства Моав не существовало. Примерно в 850 году до Рождества Христова моавитянский царь Меса, воспользовавшись войной между Израильским царством и Арамейским Дамаском, освободился от власти еврейских царей из династии Омридов. Начиная с III тысячелетия до нашей эры, город находился на территории Набатейского царства. В 106 году Набатея пала под натиском римских легионов и император Траян включил её в состав римской провинции Аравия.
Моав находился на востоке от Мертвого моря, по обеим сторонам реки Арнон. В древние времена это была плодородная страна, впоследствии превратившаяся в пустыню, по которой кочевали арабы-бедуины. Поскольку моавитяне были склонны к идолопоклонству, некоторые из еврейских пророков обращались к ним с обличениями и пророчествами. Так пророк библейский Софония предсказал, что «Моав будет как Содом и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею во веки».
Во второй половине прошлого века во время строительства аэропорта в столице Иордании рабочие случайно наткнулись на остатки некой древней культуры. В ходе раскопок археологи обнаружили здание с внутренним двориком. Среди многочисленных изделий из керамики со следами пожара было найдено большое количество обгоревших детских костей. Так было найдено святилище одного из аммонитских богов, в жертву которому приносили детей. История царя Месы, принесшего в жертву своего собственного сына, обрела реальность.
Обнаруженный в прошлом месяце храм мог вполне быть построен тогда же, когда царь Соломон приступил к строительству Иерусалимского храма. В числе многочисленных жен этого легендарного правителя Израильского царства, кстати, были и моавитянки. Или до того, как персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм, разрушенный вавилонским царем Навуходоносором.
Храмовая постройка вполне может стать новой туристической достопримечательностью Иордании. К числу наиболее часто посещаемых мест старинного города Мадабы относятся древние храмовые постройки с прекрасно сохранившейся византийской мозаикой. На расположенной недалеко от города горе Нево, по преданию, в возрасте 120 лет умер пророк и великий законодатель Моисей. Когда пророк поднялся на вершину Фасги, что на горе Нево, он издали увидел показанную ему Господом Землю Обетованную. Тело его погребено в долине близ Веффегора, но, как сказано в Библии, «никто не знает места погребения его даже до сего дня».