Совсем недавно православная церковь совершала память Казанской Богородицы
4 ноября по новому стилю Русская православная церковь совершает память Казанской иконы Божией Матери. Праздник в этот день был установлен в честь чудесного события — перед этим образом молился князь Димитрий Пожарский, и после этого ему удалось с малым отрядом отбить у оккупантов Кремль и Китай-город, что стало окончанием Смутного времени.
Одна из самых чтимых в России икон Богородицы была чудесным образом обретена в Казани в 1579 году. Казань на тот момент входила в состав России всего 27 лет, православие только начинало распространяться в Поволжье, но именно в этих краях был явлен образ Богородицы, без которого сейчас трудно представить любую российскую церковь.
Девятилетней девочке Матроне из семьи русских переселенцев Онучиных во сне дважды являлась Богородица и указывала на сгоревший дом, под которым находится образ. На указанном девочкой месте действительно обнаружили завернутую в истлевшие тряпки редкой красоты икону, написанную на кипарисовой доске яркими, не поблекшими от пребывания в земле красками. Для русских поселенцев эта находка стала настоящим чудом, знаменующим особое небесное покровительство православным Поволжья. Одним из свидетелей обретения иконы был священник Ермолай, будущий патриарх Московский Гермоген, который в 1594 году опишет эти события в "Сказании о явлении Казанской Иконы Божьей Матери".
На месте обретения иконы был основан Богородицкий женский монастырь (который действует и в настоящее время, но уже как мужская обитель). Во время перенесения иконы в новопостроенный монастырь случилось несколько исцелений, в том числе прозрение слепого. Почти сразу же началось народное почитание образа, начались делаться первые списки с иконы.
Но наибольшую известность Казанский образ получил в начале XVII века, когда в России началось Смутное время. Когда в Центральной России хозяйничали самозванцы и польско-литовские интервенты, именно Поволжье оставалось островком относительного спокойствия и базой патриотических сил. В сентябре 1611 в Нижнем Новгороде начало собираться народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, в составе которого немалую роль играли и казанские воины.
В феврале 1612 года удерживавшие Москву поляки уморили голодом патриарха Гермогена, своими воззваниями вдохновлявшего сопротивление. Местоблюстителем патриаршего престола стал Ефрем, митрополит Казани, который благословил ополчение и передал Минину и Пожарскому Казанскую икону, ставшую символом их похода на Москву. Во время осады столицы перед образом Богородицы проводились ежедневые молебны. 22 октября 1612 года войска Минина и Пожарского взяли Китай-город, а 25 октября крестным ходом вошли в Кремль, неся перед собой Казанскую икону. Особое празднование Казанской иконе было установлено именно в день взятия китайгородских стен, решивший судьбу осады — 22 октября по старому стилю, что соответствует современному 4 ноября. Князь Пожарский основал около Кремля церковь в честь иконы — Казанский собор, который позднее был разрушен и восстановлен уже в 1993 году.
В 1649 году праздник Казанской иконы был утвержден как общероссийский, после чего и в других городах стали строиться храмы в ее честь. Наиболее известен величественный Казанский собор в Санкт-Петербурге, освященный за год до войны с Наполеоном и таким образом также связанный с избавлением России от иностранного вторжения. Среди других известных Казанских храмов можно назвать соборы в Волгограде и Тамбове. Помимо строительства храмов в честь святыни, во времена Российской империи было создано множество списков с иконы, разошедшихся по всему миру.
Оригинальная икона вернулась в Казань, долгое время обреталась в Богородицком монастыре, но в 1904 году была похищена. Воров вскоре поймали, но те признались, что сожгли деревянную икону, позарившись только на золотую ризу с драгоценными камнями. В то же время возникли слухи, что икона все-таки сохранилась — то ли воры обманули следствие, то ли они украли не оригинал, а копию.
После революции на Западе объявилась некая икона, почитавшаяся за Казанскую, однако большинство специалистов признает, что это хоть и старинный, но список с оригинала, возможно, одна из первых копий. Эта икона, будучи вывезенной из России в 1920-х, долгое время переходила из рук в руки, пока не оказалась в Ватикане, а в 2005 году передана Папой Римским Русской Православной Церкви. Этот образ в настоящее время передан Богородицкому монастырю в Казани. Другой особо чтимый список иконы находится в Елоховском соборе Москвы.
Казанская икона особо почиталась в России как образ, связанный с небесным заступничеством Богородицы во времена смут и войн. Перед этим образом молился Петр I накануне Полтавской битвы, служили молебны в войсках во время войны 1812 года. В 2004 году Государственная Дума Российской Федерации, в том числе и под знаком продолжения этой традиции, приняла закон об объявлении 4 ноября — церковного праздника Казанской иконы и годовщины освобождения Москвы в 1612 году — государственным праздником, Днем Народного Единства. С 2005 года 4 ноября становится главным осенним праздником России, заменив собой день революции 7 ноября. Помимо политических выступлений и народных гуляний особенностью празднования Дня Народного Единства стали проходящие во многих городах России многотысячные крестные ходы в честь Богородицы и ее Казанского образа — "усердной заступницы земли Русской".
www.pravda.ru